В умах патриотов Литвы смятение. Рушится карточный домик из героических историй "лесных братьев", который патриоты складывали все 27 лет независимости. И рушат его не "ватники" или политические отщепенцы, а правительство Литвы.
Подняли руку на святое — на "героев-партизан", которые свои жизни положили на алтарь свободы в борьбе с советским режимом. Правда, на тот же алтарь принесли и жизни десятков тысяч своих сограждан — взрослых и детей, — далеких от героизма и фанатизма.
А еще на алтарь фашизма эти "герои" с особым цинизмом и жестокостью бросили более 200 тысяч жизней литовских евреев.
И если о жизнях советских чиновников, солдат НКВД и Красной армии, да и простых жителей Литвы, не желавших помогать "лесным братьям", сегодня публично сожалеть не принято, то тему литовского Холокоста за четверть века новейшей истории замять так и не удалось. О нем с упорством твердит не только местная община евреев, но и все мировое сообщество, признавшее Холокост величайшим преступлением в истории человечества.
Первым почуял запах жареного бывший комсомольский лидер, а ныне дважды министр обороны и иностранных дел Литвы Линас Линкявичюс. Большевистский опыт и нюх бюрократа не вытравишь патриотизмом. Линкявичюс первым из политической элиты Литвы назвал участника сопротивления "советской оккупации" Йонаса Норейку пособником нацистов.
"Мы должны реагировать принципиально, поскольку обнаружены неоспоримые факты ненадлежащего поведения отдельных людей и их сотрудничества с нацистами", — сказал глава МИД Литвы и добавил, что Йонас Норейка был одним из таких пособников фашистов.
"Его жизнь была разной, при этом он сидел и в концлагере, боролся за Литву. Но также перед глазами у меня есть копии документов, которые свидетельствуют о его сотрудничестве с нацистами в формировании еврейских гетто и присвоении еврейского имущества", — цитирует Линкявичюса издание "Обзор".
Как-то больно долго искали "неоспоримые факты" и документы, которые сотни раз приводили в своих отчетах не только советские и российские историки, но и израильские охотники за нацистами, такие как Симон Визенталь или Эфраим Зурофф.
Вы не читаете на идиш и забыли русский язык? Так вам по-литовски о злодеяниях "лесных братьев" поведала Рута Ванагайте, за что и была оплевана патриотами с ног до головы. Своей книгой "Наши" Ванагайте посмела замарать светлый лик "партизан", которым по всей Литве уже установлены сотни памятников.
Один из них — в Укмерге. Там местные патриоты почтили память одного из "лесных братьев" — Юозаса Крикштапониса, родного племянника президента-диктатора межвоенного периода Антанаса Сметоны.
"Имеются свидетельства его (Крикштапониса. — Sputnik) участия в Холокосте, а также убийства военнопленных на территории Белоруссии. Мы обращаемся к мэру муниципалитета Укмерге, чтобы памятник, который установили, был как можно скорее убран", — заявил вице-канцлер правительства Дейвидас Матуленис и призвал мэра Укмерге поторопиться.
Патриоты замерли в недоумении. Как же так? Может, вы — правительство — еще и на светлый лик Адольфаса Раманаускаса (Ванагаса) замахнетесь?! А как теперь в глаза Юозасу Якавонису по кличке Тиграс посмотрит президент Даля Грибаускайте, пообещавшая, что "государство будет защищать память о своих партизанах"?
В день официального визита в Литву премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху Грибаускайте встала пораньше и утром демонстративно успела побывать в Варенском районе, в гостях у Тиграса. Там, перед телекамерами, глава литовского государства сказала: "Сегодня я нахожусь здесь потому, что хочу заявить — я буду поддерживать и поддерживаю тех людей, которые отдали свои жизни и боролись за нашу свободу".
А после вместе с премьер-министром Израиля Даля Грибаускайте роняла крокодиловы слезы, говоря о 200 тысячах литовских евреев, которых уничтожали такие как Якавонис (Тиграс), Раманаускас (Ванагас), Крикштапонис и другие пособники нацистов, имена которых золотыми буквами вписаны в современную историю литовского государства.
И что, теперь снова переписывать историю?
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.