Оглядитесь вокруг: нас слишком много, и ко рту практически каждого поднесен мегафон в виде его профиля в фейсбуке, твиттере, вконтакте, телеграме, где мы круглые сутки занимаемся самопрезентацией. Слышно каждого — и не слышно никого. Единственный способ привлечь к себе внимание, перекричать этот постоянный шум — выкинуть что-то такое, чтобы стоящие рядом сначала потрясенно замолчали, а потом начали показывать пальцем, привлекая внимание других. Сделать что-то общественно неприемлемое. Вызывающе неуместное. Ненормальное. Вы все правильно поняли— речь идет о провокации.
Именно это случилось в Литве на Успение (Жолинесе), когда группа комиков Zero Live Show пришли в тургеляйский костел в костюмах католических священников и устроили там издевательскую "службу", под конец раздав прихожанам самокрутки с чаем, вызывающе напоминающие косяки с марихуаной. Случился вполне ожидаемый скандал, разгорелась дискуссия, комиков назвали "литовскими Pussy Riot" — по аналогии с девушками, устроившими в московском храме Христа Спасителя "панк-молебен" и получившими за него реальные тюремные сроки.
Конечно, тут стоит сразу отметить — цели у артистов были разные. Амбициозные девушки из Pussy Riot во главе с талантливо-беспринципным Петром Верзиловым заплатили высокую цену за свои 15 минут именно что всемирной славы. Артисты в диапазоне от Мадонны и Pet Shop Boys до Валерия Гергиева выступили в их поддержку. В Европе и США у них появились подражатели, а в одном хипстерском берлинском кафе на моей памяти даже продавали бургер, названный в их честь. Да-да, Pussy Riot Burger — попытайтесь не думать о переводе и не представлять себе, что там внутри.
Всемирная слава для "музыкальной группы", которая вообще не умеет ни петь, ни играть на инструментах и прослушивания "песен" которой ни один нормальный человек не сможет вынести долго, — это серьезное достижение. Рискну предположить, что обмен его на "двушечку" в тюрьме — решение, осознанное и взвешенное артистами.
Литовские комики Айнис Сторпирштис, Миндаугас Папинигис и Виталиюс Цололо просто хотели прорекламировать свое новое шоу, и им это удалось. На провокацию отреагировал и находившийся в костеле мэр Тургеляя, и депутат горсовета Вильнюса Ромуальда Пошевецкая, которая назвала "перформанс" "оскорблением людей, святотатством, посягательством на религиозные чувства, разжиганием розни и ненависти". Муниципалитет Шальчининкского района по поводу акции обратился в правоохранительные органы, полиция объявила о досудебном расследовании по факту вмешательства в религиозные обряды. Иными словами— об артистах заговорили люди, не имевшие ранее никакого понятия об их существовании, а это дорогого стоит.
Будем честными — лишение свободы комикам грозит вряд ли. Но верно и другое — случись и им попасть под колесо незлобного, но методичного европейского правосудия, артисты с мировыми именами никогда не "впишутся" за них с той же готовностью, с какой они это делали за Pussy Riot.
Смысл медиапровокаций всегда в том, чтобы заставить "работать" на себя несоразмерно большие силы, чтобы оседлать волну, которая и так уже катится по мировому океану. А также спровоцировать очень крупную, но не самую большую силу. Девушки, сплясавшие в храме Христа Спасителя, вспрыгнули на гребень западного тренда критики России и происходящего в ней. Они буквально надели на русских, и лично на Владимира Путина, маску "кровавого тирана", которую западному истеблишменту и без них не терпелось на него надеть.
Я уверен, что ни Мадонна, ни Джарвис Кокер никогда не слушали "песен" Pussy Riot, зато про Путина в американской или британской прессе точно читали. Комики, залепившие "пощечину общественному вкусу" в костеле Тургеляя, сделали это за месяц до запланированного визита в страну папы римского Франциска, кроткого защитника беженцев, великодушно закрывающего глаза на скандалы внутри церкви, связанные с сексуальным насилием.
"Мы миллионы тратим на подготовку к приезду папы римского, мы на государственном уровне доказываем всему миру свою святость, а вчера на религиозный праздник Жолинес в костел в Тургеляй перед торжественной мессой вошли ряженые в католических одеждах и стали под видом проповеди приглашать собравшихся в храме людей на шоу!" — написала в своем Facebook депутат Пошевецкая, с места в карьер обозначив ставки. К нам едет сам папа— как вы смеете?
Стоит вспомнить и то, что бывшие прибалтийские сателлиты СССР пользуются в Европе в известной степени привилегированным положением. Всевозможные "борцы с диктатурами", пламенные активисты и искатели фашизма везде, где он может и не может прятаться, как по команде превращаются в знаменитых трех обезьянок (ничего не вижу, ничего не слышу, ничего не говорю) всякий раз, когда в Прибалтике проходят реальные шествия реальных ветеранов СС. Это не волнует ни Мадонну, ни Стинга, ни депутатов Европарламента — хотя, наверное, все они в кино когда-то плакали над "Списком Шиндлера". Сможет ли европейское общество выключить "избирательное зрение", если незадачливых комедиантов возьмут в оборот по-серьезному? Сомнительно, но будем верить в лучшее.
Впрочем, есть и еще один прецедент, намекающий на то, что поддержка у Zero Live Show в кругах богатых, знаменитых и власть имущих, случись что, будет действительно нулевой. Это дело русского художника-акциониста Петра Павленского, который купался в лучах славы и сочувствия, пока прибивал свои интимные части к брусчатке Красной площади и поджигал дверь ФСБ. Но стоило акционисту получить убежище во Франции и устроить точно такой же поджог во французском банке — местное правосудие отреагировало ожидаемо жестко (тюремный срок, Павленский до сих пор под стражей), а мировые СМИ ожидаемо включили режим радиомолчания. Это дверь — кого надо дверь.
Мир новых медиа, новых рекламных инструментов, мир нашего нового общества — он именно такой. Ускользающий, постоянно меняющий правила, оперирующий двойными и тройными стандартами и прежде всего — бесконечно циничный. Впрочем, кому, как не комикам, знать о его несовершенстве. И возможно, демонстрация этого несовершенства и была на самом деле смыслом глуповатой, не слишком изобретательной, но незлобной акции незадачливых артистов?
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.