В такую трагикомичную ситуацию его поставили два члена консервативной фракции Сейма — Аудронюс Ажубалис и Лауринас Касчюнас. Они, как известно, представили законопроект об объявлении Коммунистической партии Литвы (КПЛ) "преступной организацией".
Оказывается, в этой фракции что-то не так не только с политической ориентацией, но и с дисциплиной. Потому что консерваторы показали, что они заранее не согласовывают свои законодательные инициативы. Поэтому теперь они стали публично выяснять отношения. А почему бы и нет, если среди них полно бывших коммунистов. Некоторые из них, по-видимому, почувствовали личную ответственность за принадлежность к "преступной организации КПЛ".
Ландсбергису показалось, что двое вышеупомянутых консерваторов нацелились на самую святую личность — на… Далю Грибаускайте. И ему правильно показалось, даже если Ажубалис и Касчюнас в нее и не целились. Предположим, Сейм примет такой закон. КПЛ станет "преступной", ответственной за "оккупацию, диктатуру, геноцид, цензуру" и так далее, согласно новой букве закона.
Что ж, тогда какой-нибудь Иван Иванович мог бы обратиться в прокуратуру с просьбой выяснить, какие преступления совершила Даля Грибаускайте, которая в течение многих лет была членом этой "преступной группировки".
Предположим, можно было бы зацепиться за тот факт, что Грибаускайте "участвовала во внедрении цензуры". Потому что она не могла не подвергать цензуре своих учеников, когда преподавала им политэкономию в Вильнюсской высшей партийной школе. Еще как подвергала, потому что в те времена были строгие каноны социалистической экономики, основанные на цитатах марксистско-ленинских классиков.
Отклонения от них не допускались. Кроме того, Грибаускайте была известна как строгий и принципиальный преподаватель. Вот вам и конкретное уголовное дело для президента Литовской Республики — "принуждение студентов придерживаться линии партии в учебной сфере и, как следствие, нанесение им психологического и морального вреда".
Наказание? От штрафа до пары годков тюремного заключения. А что? Ведь принадлежность к "преступной группировке", возглавляемой оккупантами, — это вам не шутки. Мы должны принципиально оценивать любую ситуацию, без каких-либо исключений. Пора, в конце концов, фундаментально оценить наше прошлое, провести черту и с чистой совестью двигаться дальше!
Но дедушка Витаутас Ландсбергис этого не хочет. Он бросился защищать Далю Грибаускайте. Мол, этот предложенный закон будет использован против нее. Ему вторит и внучек. Что еще раз подтверждает, что он — внучек — управляется дедушкой.
Ландсбергис не хочет, чтобы в Литве прошли чистки. Не хочет добиваться "исторической и моральной справедливости", как написали в пояснительной записке к законопроекту Ажубалис и Касчюнас. Этим Ландсбергисы разозлили многих рядовых добросовестных консерваторов и тех, кто им симпатизировал, и они теперь, удивленные, пишут комментарии в интернете, спуская свой гнев и разочарование на Ландсбергисов. Где это видано, чтобы Ландсбергисы боролись за честь и достоинство КПЛ?! Этим они еще раз показали, что Грибаускайте — это их человек, который проводит их политику.
Вся эта история также демонстрирует абсурдность идеологии, созданной литовской политической элитой. Сначала они облили советскую Литву грязью. Проклинали этот период как "черную дыру" в нашей истории. Потом решили, что, следуя логике, необходимо официально назвать тех, кто несет за это ответственность. Начали называть и…
И замерли. Оказывается, они сами за все ответственны. Они сами были членами КПЛ, сами сотрудничали, сами потворствовали, сами лицемерили, сами крутились в зависимости от обстоятельств, сами меняли цвета, как хамелеоны, а в случае с Ландсбергисом — даже получали государственные награды и придуманные "оккупантами" почетные титулы (например, заслуженный деятель культуры Литовской ССР).
Словом, "коллаборанты" до мозга костей решили очиститься. От себя. Шизофрения, друзья, иначе не скажешь. Правда, не последней стадии. Тормоза Ландсбергиса все еще работают. В последнюю минуту он спохватился, заявив, что, приняв закон Ажубалиса и Касчюнаса, консерваторы выстрелят себе в ногу, выставят себя шутами.
Но вред им уже нанесен. Некоторые бывшие "лесные братья" из "Союза движения за свободу Литвы" уже сделали публичное заявление, призывая без колебаний голосовать за предложение Ажубалиса и Касчюнаса признать КПЛ "преступной организацией". Консерваторов теперь ждут долгие внутренние разборки: что же произошло, кто из них любит Литву, а кто в тайне работает на подпольную коммунистическую партию…
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.