Судя по прошлогодним выплатам, надежды на получение полных компенсаций нынешних убытков стремятся к нулю.
Второй год подряд погода испытывает литовских фермеров на прочность. Весна и лето 2017 года изобиловали ливнями, которые превратили поля в болота. В тот год, по самым скромным подсчетам самих фермеров, их убытки составили более 100 миллионов евро. Хотя по данным Минсельхоза республики, сумма ущерба — 40 миллионов.
Все надежды возлагались на помощь из Еврокомиссии. И получили ее — целых девять миллионов евро. Об этом с гордостью рапортовала в ежегодном докладе и президент Литвы Даля Грибаускайте. Сравнивать числа 100 и девять глава государства не стала… А литовские фермеры, смирившись с убытками, надеялись в этом году компенсировать прошлогодние потери.
Но надежды не оправдались. Сначала майская жара иссушила почву и не дала зерновым набрать товарного веса. Как заявил председатель Ассоциации производителей зерновых Аушрис Мацияускас, засуха съела почти треть урожая. А часть зерновых нового урожая придется пустить на корм скоту вместо переработки в хлебную муку.
В июне фермеры призвали правительство официально объявить в большинстве регионов Литвы стихийное бедствие — засуху, чтобы потом в Брюсселе аргументированно требовать компенсации. Засуху объявили, но поздно — когда поля стали заливать ливни.
Дожди с грозами бушуют по всей Литве уже почти месяц. В пору сразу после засухи объявлять наводнение. Социальные сети изобилуют видеороликами, на которых улицы литовских городов превратились в бурные реки. Что творится на полях, можно только представить. Остатки уже усохшего урожая вот-вот начнут гнить, как в прошлом году.
Фермеры с тревогой читают прогнозы погоды, смотрят в небо и продолжают битву за урожай. На этом фоне подбадривает оптимистичное сообщение, что один из крупнейших поставщиков литовского зерна на экспорт — компания Agrorodeo — впервые заключила крупный контракт с Саудовской Аравией на поставку 115 тысяч тонн пшеницы. А значит, фермеры смогут с этой компанией поторговаться о цене нового урожая.
Может, перекупщики поделятся барышами с земледельцами? Ведь, как явствует из отчетов Agrorodeo, только в прошлом году компания заработала почти 315 миллионов евро от продажи литовской сельхозпродукции на экспорт почти в 30 стран мира. Правда, в альтруизм торговцев слабо верится.
Кто-то в поте лица все лето вкалывает на полях, да еще себе в убыток. А кто-то скупает урожай и перепродает его на рынке в два-три раза дороже. Торговцу — зерновые вершки, а фермеру — корешки.
По данным статистики, Литва ежегодно экспортирует две трети своего урожая зерновых. Оставшаяся часть идет на собственные нужды. Следовательно, голод стране не грозит. А вот сокращение экспортных поставок из-за убытков фермеров может существенно подорвать наполняемость госказны. И виной всему — солнце и дожди.
Čia Lietuva. Čia lietūs lyja… Это Литва, здесь идут дожди…
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.