В Вильнюсе считают, что внешнеэкономическая (в частности, энергетическая) политика страны является более чем эффективной. Однако факты говорят об обратном.
Назло бабушке уши отморозить
Великий и ужасный "Газпром", по мнению литовского руководства, годами "душил" страну высокими ценами на газ. Допустим (хотя спросить стоит с тех в Литве, кто подписывал с ним договор). И вот в Клайпеде появился СПГ-терминал (причем без европейской помощи, которую при должном подходе можно было получить). Результат — неконкурентоспособность проекта, мощности которого никому не нужны. Для полного счастья Литва собирается закупать "дешевый" американский СПГ.
Второй пример. АЭС в Островце будет построена без вариантов. В таких случаях обычно говорят — если банкета не удается избежать, его надо возглавить. Иными словами, Литве выгодно иметь Белоруссию как альтернативный источник дешевой электроэнергии. Но Сейм уже успел отказаться от нее на законодательном уровне. Хорошо еще, что нереализованной осталась авантюра с постройкой Висагинской АЭС.
Третий пример. Литва получает немало средств из структурных фондов ЕС, которые во многом финансируются Германией. При этом она, будучи частью единой Европы, в угоду США едва ли не требует закрыть "Северный поток – 2", раздражая как Берлин, так и Москву. Причем последняя особенно чувствительно относится к политическим выпадам и может дать экономический ответ.
Короче говоря, сплошной "прагматизм". А теперь о транспорте.
И хочется, и колется, и мама не велит
Государственные "Литовские железные дороги" (ЛЖД), вероятно, готовы "к труду и обороне", поскольку им как компании такое развитие событий принесло бы существенный доход. И в целом в ЛЖД не видели проблемы в кооперации с российскими партнерами (например, c "Трансмашхолдингом").
Однако вряд ли местные политики позволят литовским железнодорожникам развивать "кремлевский экспорт". К примеру, член парламентского комитета по национальной безопасности и обороне, консерватор Арвидас Анушаускас раскритиковал действия ЛЖД на российском направлении, отметив, что таким образом компания осуществляет свою собственную внешнюю политику.
Он же, комментируя контракт ЛЖД с еще одной российской компанией — "Балткран", заявил, что "Литовские железные дороги" являются стратегическим хозяйственным субъектом и интересы национальной безопасности в данном случае должны безусловно быть на первом месте. Ну а как консерваторы (а вместе с ними и президентура во главе с Далей Грибаускайте) понимают эти интересы, объяснять не надо — смотри выше.
Таким образом, поверить в то, что ЛЖД в нынешней ситуации "растущей российской угрозы" сможет беспрепятственно реализовать мысль Бессонова, трудно (разве что кому-то в Литве с этого что-то тихо перепадет). При этом здравый смысл кричит об обратном, но он у литовского руководства в последнее время не в чести.
Так что поезда, видимо, пойдут, например, в Мурманск, где стартовал инфраструктурный проект "Лавна". А Литва, если продолжит в том же духе, вскоре может лишиться и белорусского транзита (у не любящего критику Александра Лукашенко нервы не железные). Да и ладно — нам "диктаторских подачек" не надо.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.