В кризисном состоянии теперь не только коррупцией замаранные либералы, не только погрязшие в секс-скандалах консерваторы, но и левые: их могикане внезапно ощутили порыв молодости и основали Литовскую социал-демократическую трудовую партию.
Однако учредительный съезд партии больше походил на фантасмагорию. Видите ли, с его трибун обещали нововведения такие ветераны политики, как бывший премьер-министр Гедиминас Киркилас, экс-министр юстиции Юозас Бернатонис и вице-спикер Сейма Ирена Шяулене. Эта славная троица занимается политической деятельностью еще со времен перестройки Михаила Горбачева, как, скажем, в России лидер коммунистов Геннадий Зюганов или глава Либерально-демократической партии Владимир Жириновский. Но ведь всему есть границы времени и меры.
Вожак основанной партии Гедиминас Киркилас выглядел свежим 25 лет назад, когда носил портфель экс-президента Альгирдаса Бразаускаса. Все это время до сегодняшнего дня он маневрировал в быстрых водах политики, играл в закулисные игры и, самое главное, чувствовал, откуда дует ветер, и плыл по течению, только чтобы оставаться у власти.
Когда было необходимо и выгодно, он работал в ЦК Компартии Литвы и объявлял идеи перестройки. Когда подули ветры независимости, он превратился в литовского патриота. Почувствовав, что открывается ниша социал-демократов, стал социал-демократом, а когда США включили Литву в состав НАТО, стал одним из крупнейших пропагандистов НАТО. Он и остался экспертом в области пропаганды.
Его политический брат-близнец Юозас Бернатонис шел по схожему пути, они оба шагали, словно держась за руки. Главное — быть у власти или, по крайней мере, близко к ней.
Поэтому они оба были и министрами, и руководителями комитетов Сейма, и заместителями Бразаускаса. И Ирену Шяулене взяли в компанию для поддержания гендерного баланса.
Поэтому, когда молодой лидер социал-демократов Гинтаутас Палуцкас внезапно вывел партию из правящей коалиции с "крестьянами", он затронул самые главные принципы Киркиласа и его приятелей, особенно принцип пребывания у власти. Добровольно отказаться от власти? Никогда! Поэтому половина фракции социал-демократов не подчинилась решению партии и осталась в правящей коалиции с "крестьянами". Теперь они создали свою собственную партию, чтобы выглядеть солиднее.
Как кто-то остроумно подметил, "партия — это безумие многих ради выгоды единиц". Это как раз наш случай. Компании Киркиласа за несколько месяцев удалось собрать более четырех тысяч подписей для создания новой партии.
И ради чего? Чтобы несколько политических могикан еще два с половиной года, до следующих выборов в Сейм, имели дополнительный козырь в своих бесконечных интригах в борьбе за пребывание у власти. Если бы еще было ради чего бороться…
Никакой благородной идеи команда Киркиласа не представляет. На съезде мы услышали только общие фразы о "скандинавской социал-демократии".
За долгие годы пребывания у власти у Киркиласа было много шансов реализовать эти идеи, когда он и члены его команды занимали посты министров и другие высокие должности. Однако никакой Скандинавией в Литве и не пахнет, за чертой бедности находится 30 процентов населения… Так кто же поверит в такую "новую" партию?
Проблема в том, что все меньше и меньше людей верят в материнскую Социал-демократическую партию Литвы и ее лидера Палуцкаса. После распада их рейтинг не растет, а сам Палуцкас не блещет новыми идеями и тем более действиями. Его обещанное возобновление партии застопорилось. И теперь ему придется сражаться еще на одном фронте, отбивая атаки со стороны партии Киркиласа.
Не намного лучше выглядят и другие партии. И, кстати, не только в Литве. Например, лидер консерваторов Габриэлюс Ландсбергис, вернувшийся с конгресса консервативных партий Европы, выразил тревогу, что традиционные партии подвергаются все более свирепым нападкам националистических и популистских движений.
Например, в Германии радикальная правая "Альтернатива для Германии" методично пожирает голоса христианских демократов во главе с Ангелой Меркель, а она растерялась и не знает, чем отвечать. Кроме того, эрозии подверглись и немецкие социал-демократы, которые снова создали непопулярную среди избирателей коалицию с христианскими демократами.
Киркилас символизирует ту стареющую, но прикрепленную к правительственным должностям элиту в Литве и во всем Европейском союзе, которая не в состоянии предложить эффективных решений для накопившихся социальных проблем. А создание "новых" партий во главе со старыми лицами — это просто имитация решения проблем.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.