Парень не на шутку разошелся. Его худощавая, вытянутая и сгорбленная фигура заполонила едва ли не все общественное пространство. Его огромное эго требует постоянного массажа.
В интернете, Facebook, на телевидении, а теперь и с площадей и улиц Андрюс читает нам свои проповеди, и неизвестно, когда это закончится. И, судя по статье в "Википедии", началось это еще в школе, когда Андрюкас занимался то одним делом, то другим, от тенниса до покера, от переводов до журналистики.
Все это замечательно, когда голова на плечах. Но когда ее нет, начинаются проблемы. Как в народной пословице: хуже дурака — только дурак с инициативой… Инициатива — это девиз Андрюса. Этот горячий комсомолец нового времени всегда нападет на врагов и будет рвать их на куски. Одну из своих многочисленных графоманских книг Андрюс начинает с благодарности родителям, "которые привили ему любовь к чтению". Может быть. Жаль, что родители не привили ему любовь к размышлению.
Может, им было некогда. Мать — известный учитель литовского языка, отец Лаймонас Тапинас — советский журналист и писатель. В страшные времена "оккупации", когда абсолютно все было под запретом и "мы жили как в ГУЛАГе", отец Андрюса проходил стажировку в далекой капиталистической Франции.
Отца мы трогать не будем: уважаемый человек уже на пенсии, и, как мы помним, во времена "Саюдиса" он не был ни за радикалов, ни за экстремистов, говорил гладко. Видимо, получил разный опыт. Однако яблоко как-то далековато укатилось от яблони. Будто бы яблоня росла в безвоздушном пространстве.
Спросим у Андрюса: как он оценивает сотрудничество своего отца с советским режимом, когда тот был советским журналистом и писателем? Пока не получим от Андрюса четкого ответа, можем скептически относиться ко всем его патриотическим припадкам.
"Мы обвиняем!" — такой надменный лозунг красовался на сцене, которую Тапинас установил у Сейма, собрав несколько тысяч молодежи из Facebook. Видите ли, его разозлило тайное голосование Сейма по импичменту депутату Миндаугасу Бастису, когда группа депутатов наплевала на вывод Конституционного суда о том, что Бастис грубо нарушил Конституцию Литвы. Главным аргументом этого суда против Бастиса было то, что он скрыл свои связи с бывшим сотрудником КГБ.
Кстати, а что здесь скрывать? КГБ как служба полностью подчинялась Коммунистической партии. КГБ являлась партийным инструментом, и если оценивать объективно, на Коммунистической партии лежит больше ответственности, чем на КГБ. А ведь в эту партию вступали многие представители нынешней элиты Литвы — от Дали Грибаускайте до отца Тапинаса.
Как пишет Литовская советская энциклопедия, советский журналист Лаймонас Тапинас вступил в Коммунистическую партию в 1977 году, а с 1984-го даже руководил кафедрой журналистики университета, а это очень серьезный пост…
Так что, Андрюс, концы с концами не сходятся. Если тебя разозлило голосование Сейма по поводу Бастиса, иди домой и злись на историю своей семьи. Но всем стало бы только лучше, если бы ты прекратил кривляться и строить из себя святого, а то, глядишь, следуя этой логике, станешь Павликом Морозовым и отречешься от своего отца.
Кто сможет отрицать, что Андрюс, уже опытный провокатор (помните, как он провоцировал художников, представляясь журналистом Sputnik?), возможно, хочет дестабилизировать ситуацию в стране? Ведь после митинга он организовал петицию о досрочных выборах в Сейм, и эта идея уже сама по себе привнесла хаос в политическую жизнь страны. Даже президенту пришлось вмешаться, успокоить страсти и отвергнуть идею о досрочных выборах как невозможную и ненужную. Возможно, Андрюс действительно работает на какое-нибудь иностранное государство?
Он все больше походит на Алексея Навального — молодой, амбициозный, постоянно размахивает руками на площадях, разоблачает коррупцию, вечно кого-то обвиняет и чего-то требует. И грубо оскорбляет всех, кто не идет вместе с ним (может быть, это не стиль Навального, но Тапинаса точно). Своеобразный литовский хунвейбин.
Как известно, хунвейбинами называлась штурмовая группа, состоящая из китайской молодежи, слепо преданной Мао Цзэдуну, которая не гнушалась насилием и запугиваниями в адрес своих противников в эпоху "культурной революции". У нас уже есть не один такой хунвейбин. Помимо Тапинаса, к этой категории принадлежат так называемые журналисты Андрюс Ужкалнис (который недавно призвал наказать режиссера Римаса Туминаса за его пацифистские идеи), Ромас Садаускас-Кветкявичюс, Альгис Раманаускас-Грейтай, Эдмундас Якилайтис — всех и не упомянуть в этом коротком тексте.
Хунвейбины со всей своей "культурной революцией" вызвали хаос и беспорядки в Китае.
Нечто похожее сейчас устраивает "гвардия" Тапинаса, до последнего времени в основном в Facebook, но сейчас уже и на улицах. Сейм и президент ударили Тапинаса по одному месту, отвергли его "требование" о проведении новых выборов. Это, вероятно, лучший поступок властей за нынешний срок полномочий.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.