Причина? Только знаменитая фамилия. Получается, в нашей демократии главенствуют принципы не природных талантов и знаний, а генетики и монархии. Это и является началом упадка.
А внук рос всем обеспеченный. Поэтому он вялый, как вареная морковь, и полудохлый, как медуза. Конечно, избирательные кампании заставляют внука проснуться, продрать глаза и встать в злую боевую позу. Но только на короткое время. Потому что он не мотивирован.
Каким бы он ни был, но марксизм-ленинизм мотивировал дедушку. Заставил его вступить в комсомол в 1952 году и публично взять на себя обязательство любить партию. (Вы найдете это обязательство в интернете.) Возможно, после такого поступка во имя советской карьеры дедушка злился на себя всю жизнь за то, что продался этой системе. Но гнев на себя он перевел в гнев на весь мир.
Мы вдоволь наелись его гневом. Дедушка рубанул с плеча по советской Литве, не оставив камня на камне от промышленности, деревни, судеб многих людей. (Последнее сочинение дедушки на портале Delfi заканчивается русским словом "уроды" (urodai)… И неважно, о чем он там пишет. Использование этого слова в первую очередь выдает дедушкино остервенение.)
Внук спокойно работал на государственной службе: в министерстве иностранных дел, затем в посольстве где-то на Западе. И вдруг он понял: зачем ему мучиться, сидя в кабинете, перебирая бумажки, если можно вести политическую торговлю только на своей фамилии.
Ведь Ландсбергис — это бренд! Это культовая фигура дедушки. Который, подобно Моисею, вывел рабский народ из неволи. Без Ландсбергиса мы ведь были бы никем, рабами.
Это понимал и бывший предводитель консерваторов Андрюс Кубилюс. Он полностью замарал остатки своего бренда, зверски сократив пенсионерам пенсии в разгар экономического кризиса в 2009 году. Ему пришлось покинуть пост председателя консерваторов. Но кто мог его заменить? Старая номенклатурная гвардия партии консерваторов уже достала всех до печенок. А молодых и талантливых лидеров консерваторы не вырастили.
Монархический принцип оказался сильнее демократического. Зачем рыпаться, если вырос внук. Да, он ничем не выделяется. Да, он безгранично скучный. Костюмированный бюрократ с чиновничьим образом мыслей и манерой говорить. Даже после курсов актерского мастерства, хоть и запоздалых, роль лидера он исполняет неубедительно. Как говорил Станиславский: "Не верю!" Но… он носит культовую фамилию.
Невелика беда, могут подумать многие читатели. Ну, выбрал внука. Потом и правнучка выберет. Может, завидуешь? Нет, упаси бог. Положение Ландсбергиса незавидное. Он сел не в свои сани. По закону Мерфи, внук достиг пределов своей некомпетентности. А поскольку это внук не простой, а государственной важности, незавидно и наше, гражданское, положение.
Для нас как для общественности это сигнал о том, что в стране процветает блат и непотизм. Поэтому, по сути, мы не слишком продвинулись от советской системы. Нами и дальше руководит закрытая номенклатура, которая, помимо всего, передает власть по принципу родства! В советской системе это делалось закрыто, а здесь это происходит открыто.
И пусть консерваторы не объясняют, что внук поднялся на вершину демократического пути. За него агитировала вся номенклатура консерваторов, близкие к ней крупные средства массовой информации обеспечивали внуку информационную поддержку. До сих пор обеспечивали. На днях одна журналистка спросила его о выдвижении своей кандидатуры на пост президента в 2024 году. И она получила ответ. Ясно дело, утвердительный…