Маяускас, может, и виновен в том, что, имея политический авторитет в глазах учеников, приставал к ним физически. Может быть. А может, анонимные обвинения — это только хитросплетенная месть ему за что-то, чего мы не знаем. У кого из нас есть в таком случае неоспоримые доказательства?
Не пойман — не вор? По сути так. Проблема только в том, что Маяускас — политик, кроме того, член партии, в названии которой звучат слова "христианские демократы". Такое положение предписывает поступать соответственно.
Хороший политик должен быть кристально чистым. Иначе его из прошлого обязательно нагонит какой-нибудь им самим запущенный бумеранг. Таким бумерангом для Маяускаса стало его увлечение прогуливаться по барам и распивать алкоголь с учащимися, а потом, возможно, продолжать веселье в своей квартире.
Заметили? Маяускас ни в одном своем интервью не отрицал тот факт, что увлекался прогулками по барам с учащимися. С совершеннолетними, но все-таки учащимися. Маяускас никак от этого факта не отмежевался. А это для политика уже минус. Можешь сколько хочешь пить и беситься, если являешься частным лицом, не занимающим никакие высокие посты. А если занимаешь их, прости, но ты уже не принадлежишь только себе.
Это первая и существенная ошибка нашего молодого героя, урок для всех остальных. А дальше свою работу могли сделать молодость и высвобожденная алкоголем страсть.
Именно могли, поскольку мы на сто процентов не знаем, что произошло на самом деле.
С другой стороны, остается впечатление, что "что-то там было". Ведь если человек точно невиновен, он от подобных обвинений защищается значительно смелее и естественнее, чем Маяускас, который, давайте признаем, выглядел довольно озадаченным.
Чем бы ни закончилась история Маяускаса и что бы ни сделала прокуратура с его жалобой на клевету — после драки кулаками не машут. По крайней мере на ближайшие десять лет Маяускас может забыть о политической карьере, а лучше всего для него и его партии было бы, чтобы он навсегда бросил политику. Поскольку тень сексуального домогательства будет постоянно его преследовать, и очистить репутацию смогут только стопроцентные доказательства того, что все это была клевета.
Но такой поворот трудно представить, как потому, что в Литве и во всем мире активно развивается кампания Me Too, в рамках которой женщины обвиняют мужчин в домогательствах, так и потому, что анонимных девушек теперь всячески будут оберегать заговорившие с ними журналисты.
Так до жестокости язвительная журналистка Индре Макарайтите, не на шутку увлеченная этим вопросом, припугнула Маяускаса, что может предоставить больше деталей о его "приключениях", если он попробует выкручиваться. Будто бы есть и другие девушки, которые готовы свидетельствовать против него. Таким образом, лучшим выходом для Маяускаса сейчас было бы уйти из Сейма и вообще из политики.
Еще один аспект этой истории — удар под дых по планам консерваторов на обновление. Молодой лидер "Союза Отечества — Христианских демократов Литвы" Габриэлюс Ландсбергис широко разрекламировал эти планы, и, действительно, некоторое время казалось, что он привел с собой плеяду молодых и многообещающих людей.
Теперь уже так не кажется. И не только из-за истории с Маяускасом. Несколько дней назад из Сейма по собственному желанию ушел Тадас Лангайтис. Ему 40 лет, для политика это самая молодость, поэтому Тадас стал составной частью ядра молодых консерваторов.
До избрания в Сейм Тадас не только успешно развивал различные виды бизнеса, в том числе банковский, но и выступал в качестве активного общественника, вдохновителя и исполнителя различных социальных проектов. Видимо, за это в 2013 году он был награжден медалью "За заслуги перед Литвой".
Однако в конце февраля Тадас взял и неожиданно заявил, что отказывается от депутатского мандата. Убедительных аргументов, почему он так поступает, депутат не предоставил. Мол, из-за упрямства правящего большинства он не может ничего полезного сделать в Сейме. Либо это инфантильный, либо хитрый человек, либо еще не созревший для политики.
При желании депутат в Сейме может горы свернуть. Поэтому не без основания распространяется версия члена Сейма Агне Ширинскене, что, возможно, Лангайтис осмотрительно избежал импичмента. Будто бы созданная им компания информационных технологий Nortal сейчас фигурирует в одном из антикоррупционных расследований Службы специальных расследований.
Возможно, Лангайтис не виновен. Как и Маяускас. Однако неубедительная защита Маяускаса и поспешное бегство Лангайтиса из Сейма обернули провалом все планы Ландсбергиса по созданию образа молодых и чистых консерваторов.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.