После празднования столетия Акта о независимости Литвы давайте окинем взором все то, чему мы как граждане страны можем обоснованно радоваться, где подтянуться и в каком направлении двигаться дальше?
Радоваться можем тому, что наш небольшой народ не исчез в водоворотах истории, как это случилось с некоторыми другими немногочисленными нациями. Создание своего государства нам помогло в этом отношении. Конечно, есть много примеров, когда народ не исчезает, даже не имея своего государства, однако все же безопаснее и лучше создать собственное. Поэтому таким важным и стал Акт о независимости Литвы, подписанный 16 февраля 1918 года.
Литовское государство, в средние века утратившее независимость, попав под опеку Польши, а позднее России, восстановило суверенитет в 1918 году и стало теплицей, в которой взрастили ростки современной, европейской нашей культуры. Без такой теплицы взойти им было бы гораздо сложнее, поскольку ветры истории очень суровые и безжалостные к маленьким.
Ведь если бы в 1918 году мы остались в составе (тогда уже советской) России, нам пришлось бы пережить политику классической ненависти и жестокость гражданской войны в России, а что страшнее гражданской войны?
А если бы в 1918 году Первую мировую войну выиграла кайзеровская Германия, мы бы подверглись германизации. Если бы вдруг здесь утвердилась националистическая Польша маршала Юзефа Пилсудского, мы бы подверглись полонизации. Поэтому независимость стала лучшим, что могло с нами случиться.
Те 22 года межвоенного периода заложили основы для нашего нового самосознания и культуры, без которых никакая нация не является нацией. Поэтому именно культурное созревание, произошедшее в 1918-1940 годы, и является нашим самым важным достижением в новые времена. Именно в межвоенный период были установлены нормы литовской грамматики, устоялись направления в литературе и других видах искусства.
Наше культурное созревание увенчало новое, европейское и в то же время литовское самосознание — литовца-интеллигента и литовца — деревенского жителя. Ведь еще в начале XX века большинство представителей интеллигенции считали себя поляками. Однако независимое государство вернуло их в литовскую среду. И также мы можем гордиться, что в той Литве национальные меньшинства не преследовались. (К сожалению, это оказалось ширмой, поскольку вскоре часть соотечественников запачкалась участием в убийствах евреев, и к оценке той трагедии мы скоро вернемся).
Однако сложнее нам хвастаться политическими достижениями Литвы межвоенного периода. Только несколько лет мы выдержали жизнь в условиях демократии. Разрешили утвердиться авторитарному режиму президента Антанаса Сметоны, который начал с военного переворота в 1926 году. Примирились с ограничениями гражданских свобод в сферах распространения информации, выборов, деятельности политических партий.
В своем развитии мы опаздываем по сравнению с западными европейцами. "Сметонизм" и является доказательством нашей отсталости. Так что была антидемократическая контрреволюция, шаг назад, во времена "просвещенной монархии". Именно поэтому 1940 год Литва встретила расколотой и морально ослабевшей.
Не будем углубляться в обсуждение 1940 года. Сегодня в Литве за оценку событий тех лет, которая отличается от официальной, "государственной" версии, можно загреметь в тюрьму на год-другой. Такой теперь закон. Это и есть проявление нового "сметонизма". Проявление более мягкое, чем довоенный "сметонизм", но по своей сути такое же. Не следует иметь своего мнения. Ведь есть только одна историческая правда, утвержденная партией консерваторов и ее патриархом Витаутасом Ландсбергисом.
Нетолерантность стала бичом и времен Сметоны, и новой Литвы. Грыземся до сих пор. Не любим тех, кто отличается от нас. Если человек отличается своими взглядами, это уже плохо. А если он еще и другой расы или половой ориентации, тогда он совсем уж подозрительный. Социологические исследования показывают, что литовцы остаются нетолерантными к темнокожим людям, а интернет полон антисемитских и гомофобских комментариев.
Мы все еще нечувствительны к евреям. Всего за несколько летних и осенних месяцев 1941 года наши соотечественники вместе с нацистами уничтожили 90 процентов безоружных евреев Литвы — среди них дети, старики и женщины. 190 тысяч душ. И тем не менее инспектор по академической этике высказывает откровенно антисемитские мысли, вроде той, что стоит расследовать преступления евреев против литовцев.
Ведь существует статистика, согласно которой процент евреев и среди представителей НКВД в Литве, и даже среди ссыльных в Сибири соответствовал их проценту среди всего населения Литвы.
Подводя итоги, мы можем радоваться тому факту, что литовцы как нация выжили в этом водовороте истории. Замечательно, что мы хоть и кое-как, однако стараемся двигаться по извилистому, но все-таки более прямому, чем у других, пути демократии. С другой стороны, нам еще нужно учиться терпимости и не бояться критики.
И все же: в разгар праздника мы не должны переоценивать важность государства и нации. Главное — не в том, литовец ли ты, поляк или американец, любишь ли ты Литву, Польшу или США. Самое главное — являешься ли ты благородным человеком и стараешься ли ты делать все возможное, чтобы и общество было благородным и справедливым.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.