Отныне в Литве три главные задачи – узаконить институт двойного гражданства, обеспечить достойную жизнь учителям и помочь с жильем молодым семьям (уже не говоря о борьбе с бюрократией с помощью электронных госуслуг).
Цели, конечно, похвальные. Однако вопросов в этой истории куда больше, чем ответов. Давайте по порядку.
Почему и как?
Двойное гражданство теоретически должно отчасти подправить ситуацию, связанную с массовой эмиграцией литовцев. Иными словами, в таком случае, постоянно живя в Ирландии или Норвегии, они сохранят хоть какую-то связь с родиной.
С другой стороны, по факту проблема депопуляции останется нерешенной, поскольку никому не легче от того, что в Лондоне будет сидеть гражданин Литвы – это все равно будет Лондон, а не Вильнюс или Каунас.
И это уже не говоря о том, что двойное гражданство планируется дискриминационно ограничить лишь дружественными Литве странами: то есть литовец-россиянин – это человек-угроза, которого потом путинские танки спасать приедут.
Идем дальше. Учитель – престижная профессия. Замечательно. Только чем преподаватель университета, который порой получает еще меньше, чем его школьный коллега, хуже, или медик, или полицейский, или пожарный? Проще говоря, раз уж помогать, то всем бюджетникам, а не исключительно учителям, возвышение которых в ранг избранных может лишь усилить общее социальное недовольство.
Наконец, помощь молодым семьям с жильем – это просто отличная идея. Однако ключевой вопрос в этой связи – каким образом? Вот в Литве любят ругать Россию, а там существует материнский капитал. Кроме того, с 1 января этого года введены дополнительные выплаты за новорожденного. А у нас достижение – 30 евро в месяц на ребенка, когда сливочное масло стоит два евро.
При этом премьер-министр Литвы Саулюс Сквернялис почему-то заявил, что сложнее всего будет реализовать идею двойного гражданства, так как она связана с референдумом.
Получается, на остальное деньги есть? Или нет? Или есть?
Где взять деньги
Как в контексте принятия бюджета на 2018 год отметил министр финансов Литвы Вилюс Шапока, "потребностей всегда много, а возможности ограничены". То есть денег в достатке все-таки нет, а значит, как государство будет помогать учителям и молодым родителям, непонятно.
А может, надо просто прекратить собственными руками ограничивать потенциал литовской экономики?
Во-первых, рост военных расходов – это инвестиции в ничто, особенно с учетом членства страны в Североатлантическом альянсе, который либо защитит, либо нет.
Во-вторых, кому нужна энергетическая независимость, которая предполагает отказ от дешевого российского газа в пользу более дорогого СПГ и от дешевой электроэнергии со строящейся Белорусской АЭС?
Выходит, на экономически безответственные политические капризы у Литвы деньги есть, а когда дело касается социальных нужд граждан – "возможности ограничены".
Короче говоря, определение стратегических ориентиров развития государства можно лишь приветствовать, но делать это надо обдуманно, никого не принижая. При этом складывается впечатление, что у руководителей страны нет четкого понимания того, как они собираются реализовывать даже намеченные цели, хотя деньги на человека в Литве есть – просто надо начать их рационально использовать (ну и не воровать, конечно).
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.