Месть литовской деревни: почему на выборах побеждает Карбаускис

Национальной элите следует вернуть деревне моральный долг и признать трагедию развала колхозов, как это сделала Айне Рамонайте; в противном случае жители сельской местности будут и дальше голосовать за антиэлиту, тех же "крестьян" Рамунаса Карбаускиса
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

Как комета, литовский небосвод озарила одна неожиданная политическая идея. Но осветила ненадолго и, как комета, исчезла в темноте. Жаль, ведь Айне Рамонайте, моложавая, но успевшая стать профессором политических наук, высказала важнейшую идею, которая может нам очень пригодиться. 

Еврокомиссия помогла фермерам Литвы чем смогла

Рамонайте, организовав детальный опрос жителей сельской местности Литвы о советской эпохе, была вынуждена признать уже такую очевидную правду: эти жители чувствуют себя униженными, когда унижается советский период. Почему? Для многих это были лучшие годы жизни, когда у них была стабильная работа и заработок.

И поскольку теперь многие сельские жители потеряли работу или получают пенсии, на которые еле выживают, они скучают по советским временам, а точнее по стабильности, и хоть небольшому, но гарантированному доходу. И по чувству уверенности в завтрашнем дне.

Конечно, профессор не открыла Америку. О скептицизме жителей литовских деревень к революционным переменам в Литве говорилось давно. В этом случае новизна заключается в том, что признанный политолог не осуждает этих людей, что свойственно другим политологам, не критикует и не называет их отсталыми, а пытается понять их и их мотивы. К сожалению, сейчас это редкое явление.

Более того, Рамонайте распространила еще одну ересь, когда описала ответ людей на вопрос о том, было ли готово общество к "Саюдису" или "Саюдис" стал для них неожиданностью. "Очень немногие из них, не только в Литве, но и в России, в то время верили и предполагали заранее, что система может рухнуть", — сказала профессор в интервью порталу "Бернардинай".

Опять же, это очень честное описание общественных настроений. Оно противоречит создаваемому сейчас мифу о том, что "вся литовская нация", призванная "Саюдисом", поднялась для героической борьбы за свободу. Может, кому-то этого хотелось, но такого не было. Диссиденты, борющиеся за свободу совести, достойны уважения. Но давайте уважать и правду, а она не столь привлекательна: диссиденты были в абсолютном меньшинстве.

Зубец: у фермеров из Прибалтики нет возможности экспортировать в РФ

Вот еще одно свежее, в контексте наших политологов, наблюдение Рамонайте: "Как бы там ни было, с советской эпохой пришла и модернизация: электричество, фабрики, столовые. Немалое число людей связывают это с прогрессом". Это очевидный факт, но мы настолько привыкли к его систематическому отрицанию, что его утверждение из уст признанного политолога звучит как сенсация. (Давайте задумаемся, в каком интеллектуальном состоянии мы находимся…)

"Мы привыкли пренебрегать темой краха колхозов и даже смеяться над ней. И все же этим летом, после подробных интервью о советском периоде и периоде восстановления независимости, я очень ясно осознала, что эта тема совсем не смешная, а скорее скрывает страшную рану, которая даже сегодня, после стольких лет, никак не заживает", — продолжила Рамонайте.

Говоря о судьбе колхозов, она использовала словосочетание "разрушение колхозов" (kolūkių sugriOvimas), а не "развал колхозов" (kolūkių sugriUvimas). Можно сказать, что разница только в одной букве, но нет — разница в сути. Далее Рамонайте утверждает, что колхозы были именно разрушены, а не развалились сами, потому что не оказалось политиков, которые захотели бы остановить этот процесс.

В конце интервью Рамонайте произнесла возможно для кого-то тяжелые, но правильные слова: "Люди в деревне относились к колхозам не как к творениям оккупационной власти, а как к ценности, созданной своими руками. Получается, что все, что они создавали на протяжении всей своей жизни, было разрушено. Весь их жизненный вклад стерт. Осталось огромное горе. Они в принципе никогда не были настроены против независимости Литвы. Некоторые из них даже были большими энтузиастами независимости, сохраняя свою национальность на протяжении всей советской эпохи. Но их национальность находилась в ладу с признанием хороших колхозов".

Литва обжалует решение ЕК сократить поддержку сельского хозяйства

Вскоре профессор получила строгий "патриотический" упрек. Позиционирующий себя великим патриотом журналист Ромас Садаускас-Кветкявичюс на одном из порталов обвинил ее в желании изменить или даже уничтожить "миф о литовской государственности". Так и написал, не стесняясь, — "миф", чем, кстати, умалил саму нашу государственность и признал себя представителем какой-то мифологии.

Рамонайте, как говорит этот журналист, стремится "интегрировать колхозы, а возможно и всю ЛССР, в миф о литовской государственности". И ведь все, что связано с советским периодом, должно быть отвергнуто, потому что когда советские власти репрессировали сметоновскую элиту, в литовских деревнях остались "жить и размножаться стрибы и приспособленцы".

Такой взгляд, хотя и радикально выраженный, так или иначе характерен для многих представителей новой элиты. Отчаянное усилие Рамонайте понять жителей сельской местности со сломанными судьбами все еще остается гласом вопиющего в пустыне. Никто не хочет углубляться в трагедию и исчезновение литовских деревень. Не говоря уже о том, чтобы помочь им сохраниться.

В Литве экономический разрыв может привести к гибели слабейших районов

Порочный круг. Элитой забытая и проигнорированная деревня мстит ей, выбирая в Сейм антиэлиту, как тех же "крестьян" Рамунаса Карбаускиса. Тогда нынешняя элита принимается за компрометацию Карбаускиса всеми возможными способами, иногда цепляясь к абсолютным мелочам. Это вызывает у жителей деревни соболезнования "жертве", и они снова будут за него голосовать. Вот его партия снова возглавляет рейтинги.

Чтобы выйти из этого порочного круга, для начала городская элита могла бы вернуть деревне моральный долг. Во-первых, уважая деревню как таковую, потому что без деревни не будет существовать сам литовский народ. Во-вторых, если не извиняться, то по крайней мере, на примере Рамонайте, продемонстрировать понимание и сопереживание жителям деревни, многие из которых до сих пор не оправились от психологического дисбаланса после неожиданного краха колхозов.

Лучше сделать это позже, чем никогда.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.