ВИЛЬНЮС, 2 апр – Sputnik. Председатель Комитета Сейма по бюджету и финансам Стасис Якелюнас обвинил Банк Литвы в нежелании сотрудничать с расследованием причин финансового кризиса 2008 года, сообщает LRT.
Коммерческие банки Литвы обвиняются в чрезмерном повышении процентных ставок, что привело к переплате в среднем около десяти тысяч евро по каждому ипотечному кредиту.
Бюджетно-финансовый комитет связался с Центробанком 29 марта 2018 года для предоставления предварительных ответов на расследование кризиса.
"Из Банка Литвы через две недели был получен ответ, в котором банк предлагал инициировать дискуссию о том, на что направлено данное расследование, и ссылался на ответы на расследование 2010 года", — рассказал Якелюнас.
По словам Якелюнаса, только после составления протокола о том, что Центробанк избегает ответов, правление дало более подобающие комментарии.
Также Якелюнас рассказал, что один человек прислал ему корреспонденцию от главы Банка Литвы Витаса Василяускаса, которая была отправлена членам правления Центробанка 5 апреля 2018 года.
"Ну вот и дождались, теперь бросим всю работу к черту и начнем писать ответы. Я уже совершенно ничего не понимаю. Я еще ни разу не сталкивался с более бесполезной работой. Не знаю, стоит посоветоваться. Но по поводу тех вопросов, которые затрагивают общественные финансы, может, пусть на них отвечают те, которые за них ответственны. Я считаю до десяти, выпиваю воды, потому что в противном случае начну нецензурно выражаться. Еще могли спросить, кто убил Джона Кеннеди и где спрятана корона Витаутаса Великого", — процитировал слова Василяускаса председатель комитета Сейма.
Якелюнас предложил теперь рассмотреть вопрос уже в прокуратуре Литвы.
Председатель Комитета по бюджету и финансам утверждает, что во время кризиса индекс Vilibor был изменен, возможно, неправильно, что привело к значительному росту процентных ставок для заемщиков. Центробанк, по словам Якелюнаса, при этом уверяет, что индекс был изменен правильно.
"Повышение ставки в конце 2008 — начале 2009 года вызвало огромные расходы для тех, кто вел себя ответственно и занимал деньги в литах. Стоимость их заимствования увеличилась с нескольких сотен до более тысячи литов", — рассказал Якелюнас.
По его словам, из-за манипулирования процентными ставками в посткризисный период крупные европейские банки (Barclays, Citi, Deutsche) были оштрафованы, но Банк Литвы не понес наказания.
После кризиса 2008 года несколько тысяч литовцев не смогли выплачивать ипотечные кредиты и их дома были проданы. При этом Центробанк утверждал, что кризис возник из-за того, что тогда власть считала, что доход от развивающейся экономики будет вечным, и в соответствии с этим убеждением планировала расходы. Поэтому в 2008 году, после кризиса, пришлось жестко уменьшать расходы.
В начале 2008 года ряд политиков и аналитиков предполагали, что во второй половине 2008-го кризис все же начнется. Некоторые эксперты прогнозировали рост инфляции до 17 процентов. В социал-демократическом правительстве Литвы тогда подобные сообщения называли частью предвыборной кампании оппозиции и заявляли даже о снижении инфляции во второй половине года. В мае 2008-го показатель инфляции в Литве составил 12 процентов, в июне — 12,5 процента, в июле — 12,2 процента. Рост цен на продукты питания тогда превысил 18 процентов. Литовские банки фиксировали массовое увеличение невозвратов кредитов. За полгода значительно возросли проценты на все виды кредитов. В итоге Центробанк сократил кредитование, и по всей стране в 2008 году прошли забастовки.