Литва продула игру в гляделки: в Вильнюсе раздумывают об отношениях с КНР

© Photo : Lietuvos Respublikos Prezidento kanceliarija / Robertas DačkusПрезидент Литвы Гитанас Науседа
Президент Литвы Гитанас Науседа - Sputnik Литва, 1920, 13.02.2026
Подписаться
И хочется, и колется, и гордость не позволяет. Примерно так коротко можно описать абсурдность поведения Литвы в вопросе дипломатических отношений с Китаем
Каждый знает игру в гляделки, в которой кто первый моргнет, тот и проиграл. На самом высоком уровне ее Вильнюс затеял с Пекином еще в 2021 году, открыв в литовской столице представительство Тайваня вместо представительства Тайбэя, как в других странах Европы.
Но правившие в Литве в то время консерваторы-либералы так хотели "прогнуться" и обратить на себя внимание бывшего тогда президентом США Джо Байдена, который в тот момент разжигал политический пожар вокруг Тайваня, что пренебрегли логикой и здравым смыслом.
Но именно название представительства с упоминанием Тайваня и стало яблоком раздора между двумя государствами – огромным Китаем и затерявшейся на карте мира Литвой. Пока, как показала история, игру в гляделки продула Литва. По мнению китайских властей, литовские политики, заменив одно слово, покусились на принцип "единого Китая". Дипломатические отношения были сведены к минимуму, а торговые заморожены. И именно Литве был нанесен существенный экономический урон.

Литва: это Тайвань виноват

Как оценила ситуацию пять лет спустя, в феврале 2026-го, премьер-министр балтийской республики Инга Ругинене, Литва тогда "бросилась под поезд и проиграла", потому что не координировала с ЕС и США свои действия по налаживанию отношений с Тайванем.
Президент Литвы Гитанас Науседа, архивное фото - Sputnik Литва, 1920, 12.02.2026
Можем услышать "нет": глава Литвы оценил идею переименовать миссию Тайваня
Теперь на повестке дня – совсем другие глобальные вопроса, а тайваньская тема ушла на второй, если не более далекий, план. В Вильнюсе напряженно думают о том, как вернуть расположение Пекина, но при этом сохранить лицо. Та же Ругинене заявила, что разрубить гордиев узел китайско-литовских отношений можно легко и просто – переименовав "представительство Тайваня" в "представительство Тайбэя".
Но в Вильнюсе главе кабмина дали понять, что она слишком спешит. Например, президент Литвы Гитанас Науседа, который и в 2021 году был главой государства, решил всю вину возложить на руководство… Тайваня. Мол, это они так называли свое представительство в Литве.
"Прежде всего, я хочу прояснить ситуацию. Сейчас мы говорим о Тайваньском представительстве в Литве, это не представительство Литвы, для которого мы придумали название, и теперь мы можем его изменить. Это тайваньская миссия, и прежде всего, именно Тайваньское представительство определяет то или иное название. <…> Конечно, мы можем обсудить с ними возможность изменения названия представительства, но прежде чем начать такое обсуждение, следует понимать, что возможен и ответ: "нет", и что название представительства может и не измениться", — оправдался Науседа.
Осторожную позицию президента поддержал его верный оруженосец – бывший спецслужбист и советник, а ныне - министр иностранных дел, Кястутис Будрис.
"Это сложный и длительный процесс, требующий усилий и взаимного согласия обеих сторон. Литва представила конкретные предложения по восстановлению дипломатических представительств и остается открытой для диалога, руководствуясь международным правом, обычной дипломатической практикой и национальными правовыми актами", — заявили в МИД Литвы.
Однако вот незадача: в программе правительства Ругинене имеется пункт о том, что следует восстановить дипломатические отношения с Китаем до уровня, существующего в других странах ЕС.
Премьер-министр Литвы Инга Ругинене - Sputnik Литва, 1920, 11.02.2026
Премьер Литвы хочет отбросить "вымышленные ценности" ради отношений с КНР
"Литва придерживается политики единого Китая, не признает независимость Тайваня и не устанавливала с ним дипломатических отношений. Тайваньская миссия в Вильнюсе не имеет дипломатического статуса и выполняет функции представительства в сфере экономического, торгового, культурного и социального сотрудничества", — пытаются оправдаться в МИД Литвы.

Литва будет кланяться или нет?

Но и Миндаугас Синкявичюс, лидер партии социал-демократов, предложившей Ругинене на пост премьера, гордо заявил, что Литва не будет "вставать на колени" перед Китаем. И вообще, по мнению лидера соцдемов, это Пекин должен поклониться Вильнюсу.
"Мы должны чувствовать уважение со стороны тех, кто хочет восстановить с нами отношения… Литва, стремясь восстановить эти отношения… безусловно, не будет вставать на колени. Она, безусловно, не пойдет на коленях до Пекина. Она, безусловно… сохранит свое лицо и достоинство", - заявил Синкявичюс.
В Тайбэе тем временем заявили, что даже предварительно не обсуждали с литовским руководством смену названия торгового представительства.
"Во-первых, я хотел бы подчеркнуть, что Литва и Тайвань являются важными партнерами, отстаивающими демократические ценности. Название тайваньского представительства в Литве было согласовано по взаимному согласию. Во-вторых, в настоящее время власти обеих сторон не инициировали никаких обсуждений по изменению названия", - заявил представитель Тайваня Сяо Куан-вэй.
Успеет ли нынешнее правительство выполнить "китайский" пункт программы до конца срока полномочий при таком расхождении мнений премьера и лидера партии? Вопрос риторический. Ведь сегодня, по последним соцопросам, бывшие правящие консерваторы и либералы снова на вершине рейтингов и значительно опережают правящих социал-демократов.
И если идейные вдохновители учреждения "представительства Тайваня" сохранят лидерство до следующих выборов в Сейм, вопрос переименования будет крепко забыт. А значит, отношения с Китаем так и фактически замороженными.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Президент Литвы Гитанас Науседа - Sputnik Литва, 1920, 11.02.2026
"Мы не школьники": глава Литвы придумал для КНР объяснение о миссии Тайваня
Читайте Sputnik Литва в MAX! Еще больше оперативной, свежей и интересной информации.
Лента новостей
0