Промыли мозги: глава МВД Литвы недоволен перевозчиками из-за Белоруссии

© Photo : Social media page of Таможенные органы Беларуси
Подписаться
По версии литовского министра, это попытка Минска оказать на властей балтийской республики "давление изнутри"
ВИЛЬНЮС, 10 дек – Sputnik. Литовские перевозчики после поездки в Белоруссию "возвращаются с промытыми мозгами" и требуют организовать официальный диалог между двумя странами, пожаловался министр внутренних дел Литвы Владислав Кондратович.
Он считает, что власти соседней страны якобы отправляют метеозонды с контрабандой, чтобы "настроить граждан Литвы против государственных учреждений", а также пытаются влиять на балтийскую республику через бизнес.
Глава МВД возмущен позицией некоторых местных перевозчиков, которые потребовали от официального Вильнюса диалога с Минском и выразили сомнение в том, что воздушные шары с контрабандой вообще летят в сторону балтийской республики.
"Побыв там пару дней, они [перевозчики] возвращаются с промытыми мозгами и говорят: нет, шары не летают, а грузовики стоят, потому что мы не разговариваем [с белорусскими властями]. Так о чем же мы будем говорить? Будем говорить о том, чтобы "отпустить эти грузовики"? Ну и что, непонятно, что грузовики надо отпустить? Видимо, это попытка оказать на нас давление изнутри. Точно так же, как они пытаются оказывать давление через жителей, которые не могут вылететь на отдых или по делам", - передают его слова литовские СМИ.
При этом Кондратович подчеркнул, что ожидать встречи министров иностранных дел Литвы и Белоруссии по решению этой проблемы не следует, а две страны должны общаться лишь на уровне пограничников.
"Они [представители двух стран] встречались на уровне пограничников, когда мы говорили о закрытии границы, чтобы не допустить отправки воздушных шаров. Их аргумент – это то, что это не их зона ответственности. Возможно, так оно и есть, ведь у пограничников там не так много функций, как у наших, там все по-другому, но сигнал им был послан. Мы не видим никакой реакции, возможно, были задержания, хотя воздействие воздушных шаров продолжается", - указал он.
Метеозонды с контрабандой
В то же время он признает, что даже после взятия под контроль сети контрабандистов в Литве соседняя страна сможет продолжить отправлять воздушные шары в сторону аэропорта Вильнюса.
"По нашим данным, ни у одной страны нет решения, позволяющего сбить воздушный шар на высоте десять километров с помощью беспилотника или другого кинетического оружия", - заявил он.
По его словам, несмотря на сложную ситуацию, полиция, пограничники и военные пытаются пресечь деятельность контрабандистов в Литве, а военные "контролируют воздушное пространство" и ищут способы его защиты. При этом бизнес пробует различные варианты нейтрализации воздушных шаров, а МИД прилагает усилия по оказанию давления на белорусские власти на уровне Евросоюза.
"Сегодня, по сути, мы можем только реагировать. Это гибридная атака в воздушном пространстве, прокуратура уже начала расследование, спецслужбы возможно представят информацию о связи с белорусским режимом…У меня нет информации о том, что белорусская сторона пытается пресечь запуск воздушных шаров. И это одно из доказательств того, что это гибридная атака. Своим бездействием они способствуют тому, что происходит", - считает министр.
Закрытие границы с Белоруссией
В то же время министр не видит необходимости в полном закрытии границы с соседней страной.
"Все нужно оценивать, но МИД оценивает необходимость. Сегодня мы не видим такой необходимости, но это не значит, что мы не увидим ее завтра…У нас есть международные обязательства в отношении калининградского транзита. Мы также должны проанализировать возможное влияние белорусского режима на литовских граждан, находящихся в Белоруссии или имеющих там бизнес. Граждане должны понимать, что ситуация с грузовиками показывает, что там никто не в безопасности…", - заявил он.
По его словам, Литва также не может полностью дистанцироваться от белорусского народа, поскольку в таком случае она потеряет соседнюю страну в качестве потенциального партнера.
"Есть немало родственных связей. У меня был прием в правительстве, и люди из нашего района Гервечяй плакали, что не могут поехать к родителям, хотя эта община всегда отстаивала литовскую идентичность и говорила по-литовски. Поэтому, если мы закроем границу, эти анклавы, которых немного, но они есть, окажутся в изоляции. И мне кажется, что это закрытие, изоляция ничего не решает", - подчеркнул Кондратович.
Он отметил, что если и закрывать границу с соседней страной, то это должны сделать все страны Евросоюза.
Ранее стало известно, что власти Литвы не могут определить точное количество грузовиков, застрявших на спецстоянках в Белоруссии. Так, премьер Литвы Инга Ругинене заявляла, что в Белоруссии остается около 280 грузовиков. При этом в национальной ассоциации автоперевозчиков Литвы Linava утверждают, что в соседней республике находятся около четырех тысяч транспортных средств, 1,2 тысяч из которых — фуры.
В этих условиях литовские перевозчики пытаются получить от Белоруссии номерные знаки всех задержанных транспортных средств, чтобы "предотвратить спекуляции" в публичном пространстве. Кроме того, из-за сложившейся ситуации Linava планирует устроить в Вильнюсе акцию протеста.
Скандал из-за метеозондов в Литве
В конце октября Литва полностью в одностороннем порядке заблокировала движение автотранспорта через границу с Белоруссией. Работу прекратил пункт пропуска "Шальчининкай", а "Мядининкай" работал с серьезными ограничениями. По версии Вильнюса, решение было принято из-за массированных "налетов" метеозондов с контрабандой сигарет.
В ответ Минск прекратил пропуск через границу литовских фур. В итоге в Белоруссии застряли более тысячи литовских грузовиков, которые отправили на платные стоянки.
В Национальной ассоциации автоперевозчиков Литвы Linava указали, что решение Вильнюса закрыть границу с Белоруссией обернулось для литовских перевозчиков "серьезной экономической блокадой", а в соседней стране из-за решения Вильнюса застряли около 1,4 тысячи транспортных средств.
Границу между двумя странами открыли 20 ноября. При этом госсекретарь Совета безопасности Белоруссии Александр Вольфович заявил, что литовские грузовики остаются на белорусской территории из-за нежелания Вильнюса идти на диалог на политическом уровне.
Глава МИД Белоруссии Максим Рыженков подчеркнул, что Минск выступает за окончательное урегулирование всех проблемных вопросов на границе, чтобы ее функционирование приобрело "устойчивый и прогнозируемый для бизнеса и граждан Белоруссии, Литвы и третьих стран характер".
Однако президент Литвы Гитанас Науседа заявил, что балтийская республика не будет поддаваться на якобы "шантаж" со стороны Белоруссии, а сложившуюся ситуацию необходимо разрешить на "техническом уровне".
Читайте Sputnik Литва в MAX! Еще больше оперативной, свежей и интересной информации.



