Десятки тысяч жителей Литвы пострадают из-за закрытия границы с Белоруссией
Подписаться
Литовские перевозчики предупредили, что действия властей балтийской республики существенно сократят поступления в бюджет и усилят социальную напряженность в отрасли
ВИЛЬНЮС, 4 ноя – Sputnik. Последствия от закрытия литовских пунктов пропуска на границе с Белоруссией затронут до 35 тысяч человек и обернутся многомиллионными потерями для отрасли грузоперевозок, предупредили в Национальной ассоциации автоперевозчиков Литвы (Linava).
В организации указали, что в настоящее время на территории Белоруссии и на границе между двумя странами застряли около двух тысяч литовских грузовиков, три тысячи полуприцепов и несколько тысяч водителей.
"Некоторые из них вынуждены жить в кабинах грузовиков уже больше недели, ожидая возможности вернуться в Литву или продолжить работу. После принятия ответных мер со стороны Белоруссии литовские транспортные средства не проходят таможенную проверку на пунктах пропуска между Белоруссией и Латвией, а также Белоруссией и Польшей, поэтому альтернативные маршруты фактически закрыты", - говорится в заявлении.
По данным ассоциации, всего на рынке транспортных услуг задействовано около семи тысяч литовских компаний. Так, из-за сложившейся ситуации перевозчики могут потерять около 70 миллионов евро дохода только за один месяц. Более того, многие транспортные компании были вынуждены приостановить свою деятельность или уволить сотрудников.
"Поскольку для обслуживания одного транспортного средства требуется в среднем пять сотрудников (водителей, специалистов по ремонту, менеджеров), последствия могут затронуть до 35 тысяч человек, а в государственный бюджет вместо обычных налогов будут поступать только минимальные ставки социального страхования. Это существенно сократит поступления в бюджет и усилит социальную напряженность в отрасли", - предупредили в Linava.
В организации также напомнили, что они неоднократно обращалась к премьер-министру Инге Ругинене с просьбой о безотлагательных действиях для решения этой проблемы. Так, Linava призывает власти представить четкий план действий и принять меры, которые способствовали бы возвращению литовских транспортных средств и водителей, а также создать возможности для возврата полуприцепов, находящихся на территории Белоруссии, и предоставить транспортным компаниям временные меры экономической и налоговой помощи.
"Ассоциация также предлагает провести срочную встречу с премьер-министром для непосредственного обсуждения решений по обеспечению непрерывности бизнеса и возобновлению международных грузовых перевозок", - заявили перевозчики.
При этом Ругинене заявила, что в настоящее время правительство "ищет решение" этой проблемы.
"Мы ищем решение. Я знаю, что у министра внутренних дел назначено дополнительное совещание по этому вопросу, поэтому мы, как правительство, должны принять решение и разрешить некоторым нашим литовским грузовикам вернуться в Литву", - указала она.
Однако глава литовского правительства подчеркнула, что пункты пропуска на границе с Белоруссией открыты не будут.
В Службе охраны государственной границы Литвы (VSAT) и вовсе заявили, что ситуация "существенно не изменилась с прошлой недели". По данным ведомства, литовских граждан пропускают без каких-либо проблем, независимо от того, едут ли они на машине, грузовике или даже идут пешком.
"Есть четкое постановление правительства от прошлой среды, которое установило категории лиц, которые могут пересекать границу через пункт пропуска Мядининкай, — для литовцев никаких ограничений нет…VSAT не выдал никаких отказов или разворотов — об этом нет никаких упоминаний. Не было ни одного случая, чтобы гражданина Литвы, ехавшего на грузовике, развернули. Говорить, что (на границе) ничего не происходит, однозначно нельзя", - заявил представитель VSAT Гедрюс Мишутис.
Он также не может подтвердить, что на белорусской территории застряли "тысячи литовцев", хотя не исключает того, что литовские водители грузовиков "могут столкнуться с трудностями" в самой Белоруссии.
По его словам, с прошлого понедельника, когда была закрыта граница с Белоруссией, в Литву въехало 163 грузовика и 144 других транспортных средства (большинство из которых — полуприцепы) с литовскими номерами.
"Мы видим, что поток транспорта, хотя и уменьшился, но он все еще продолжается…Движение на пограничных переходах не перегружено, поэтому мы очень ждем возвращения граждан Литвы (из Белоруссии)", - констатировал Мишутис.
Ранее в Государственном таможенном комитете Белоруссии заявили, что литовские власти не в полной мере осознают, что закрытие пунктов пропуска на границе с Белоруссией негативно отразится на экономическом состоянии литовских предприятий.
Сотрудники белорусской таможни также напомнили, что со 2 ноября грузовики с литовской регистрацией не могут следовать через альтернативные литовскому участки границы. По данным ведомства, на территории республики находятся почти пять тысяч литовских тягачей и прицепов, которые смогут покинуть Белоруссию только после открытия литовско-белорусской границы.
Скандал из-за метеозондов в Литве
В конце октября Литва четыре раза закрывала два пункта пропуска на границе с Белоруссией, объясняя это массовым "налетом" метеозондов с контрабандой сигарет якобы со стороны Белоруссии.
После закрытия погранпунктов в четвертый раз, поздним вечером 26 октября, движение автотранспорта через "Шальчининкай" (с белорусской стороны "Бенякони") и "Мядининкай" ("Каменный Лог") не было восстановлено полностью.
Кроме того, правительство Литвы постановило до 30 ноября закрыть полностью "Шальчининкай", а в "Мядининкае" оставить серьезные ограничения на передвижение.
Как заявила премьер-министр балтийской республики Инга Ругинене, срок ограничений и блокировки в дальнейшем может быть продлен.
В МИД Белоруссии отмечали, что Вильнюс таким шагом показал свое истинное отношение к европейским ценностям свободы передвижения людей. Кроме того, в ответ на действия Литвы белорусские власти ограничили движение грузовых автомобилей и прицепов с литовскими номерами белорусско-литовским участком границы.
По оценке Минска, такая мера является соразмерной, оправданной и призвана защитить добросовестных участников внешнеэкономической деятельности от последствий решений литовских властей.
Читайте Sputnik Литва в MAX! Еще больше оперативной, свежей и интересной информации.




