Логика улетела на метеозондах: Литва замахнулась на калининградский транзит

© Photo : VSAT
Подписаться
Заявление главы МИД Литвы о идее в одностороннем порядке закрыть калининградский транзит - это нарушение основополагающего договора между Евросоюзом и Россией, позволившего Вильнюсу вступить в ЕС в 2004 году
В последние дня из уст высшего политического руководства Литвы одно за другим вылетают истерические заявления, провоцирующие непредсказуемое развитие событий.
Началась драма с метеозондов, на которых местные контрабандисты в последнее время доставляют из Белоруссии в Литву сигареты. Как ранее сообщал Sputnik Литва, эти воздушные шары, по мнению литовских политиков, якобы создают угрозу безопасности полетов в Вильнюсском аэропорту, который находится в 30 километрах от границы. А это не что иное, как угроза национальной безопасности для всего литовского государства.
Однако литовские власти решили закрыть не только воздушное пространство над аэропортом, а затем сначала временно, на несколько часов, а затем и почти полностью закрыли два оставшихся пункта пропуска на границе Литвы и Белоруссии.
"Мы уже готовы принять решение о закрытии границы с Беларусью на неограниченный срок с определенными исключениями. <…> Граница будет закрыта, а если говорить о транзите через белорусскую границу [в Калининград], то есть о грузовых автомобилях, то граница будет закрыта теперь на неопределенный срок", — заявила накануне премьер-министр Литвы Инга Ругинене.
Летят метеозонды – блокируем транзит
Как увязать опасность воздушных шаров с закрытием сухопутной границы, никто из властей до сих пор внятно не объяснил. Есть ощущение, что это логика покинула литовских чиновников на метеозонде. Зато сразу после закрытия литовско-белорусской границы для проезда автомобильного транспорта перешли к угрозам закрыть и железнодорожный транзит в Калининградскую область. А это уже - сухопутная блокада российского региона!
"Мы оставляем за собой право закрыть транзит, если это необходимо для обеспечения нашей безопасности. Конечно, проинформировав институты Европейского союза и государства-члены. <…> Однако сама ситуация все равно должна соответствовать определенным критериям. Один из них — это должно быть направлено против России или связано с ее действиями [на Украине. – Sputnik]. Поэтому сегодня я бы сказал, что это [ограничение транзита] совершенно не следует исключать", — заявил министр иностранных дел Литвы Кястутис Будрис.
Напомним, что транзит в Калининградскую область - главное условие договора между Евросоюзом и Россией, заключенного еще в 2002 году. Эти договоренности и позволили Литве вступить в ЕС в 2004 году. Однако теперь официальный Вильнюс устами главы МИД грозится нарушить их в одностороннем порядке.
Впрочем, на перспективу литовские власти, как обычно, не думают. Сегодня им важнее хайпануть на русофобской истерике и отметиться перед брюссельским начальством. А главное – потрепать нервы России и спровоцировать ее на резкую реакцию.
Пока же литовские чиновники усиленно ищут "русский след" в массовых "налетах" сигаретных метеозондов на Литву. Впрочем, по мнению того же Будриса, тут и доказывать нечего: ведь во всем и всегда виноваты Россия и Белоруссия.
"Мы расцениваем это [метеозонды с сигаретами] как гибридную атаку, поэтому активизируются все остальные действия. <…> Мы не исключаем не только возможности координации действий с нашими соседями, но и возможности обсуждения вопроса об активации статьи 4 Устава НАТО", — грозит меж тем премьер Ругинене.
Напомним, что четвертая статья, о которой говорит глава кабмина, предполагает, что "любое государство-член может начать переговоры с альянсом о коллективной защите, если его территориальная целостность, политическая независимость или безопасность окажутся под угрозой".
Ну а чтобы большим братьям из НАТО не показалось, что Литва уж совсем не пытается решить вопрос своими силами, власти придумали суперсхему: в понедельник Министерство экономики и инноваций заявило, что выделит целый один (!) миллион евро компаниям, которые предложат способы защиты Литвы… от воздушных шаров с контрабандными сигаретами.
"Наскрести негатива" в адрес Минска и Москвы
На вой литовцев отреагировали в МИД Белоруссии и правительстве Калининградской области.
"Все это похоже на какие-то провокации, цель которых - оправдание неких антибелорусских, антироссийских подходов, за которыми могут быть и прекращение транзита в Калининградскую область, дальнейшие ограничения на пролет самолетов. Мол, "вот посмотрите, какие около нас варвары, которые непонятно чем занимаются". Вот для этого все и делается. То есть образно говоря, обосновать своему народу действия антибелорусского, антироссийского характера тяжело, поэтому надо наскрести какого-то негатива, на фоне которого запуганный житель Литвы будет в глубине души хоть и переживать за то, что наблюдается такая ситуация, что надо бежать искать где-то какое-то бомбоубежище, запасаться продуктами питания, но будет поддерживать действия властей, потому что "это действительно угроза с востока", - отметил министр иностранных дел Белоруссии Максим Рыженков.
В свою очередь губернатор Калининградской области Алексей Беспрозванных отметил, что, ограничивая транзит, Литва вновь пытается "создать сложности в товарообороте между Калининградом и другими регионами страны".
"Это нарушение условий вступления Литвы в Евросоюз в 2004 году. Методы не удивили. <…> У нас мощная поддержка президента (России Владимира Путина) и федерального правительства, принято и принимается много мер для того, чтобы не зависеть от перманентных недружественных действий со стороны "соседей". Продолжаем развивать другие транспортные пути", - отметил глава российского региона.
В убытке – сама же Литва
Ну а пока официальный Вильнюс играет с огнем, литовские перевозчики подсчитывают убытки от закрытия пунктов пропуска на границе с Белоруссией и анонсированной главой МИД блокаде калининградского транзита. Убытки эти, по словам генерального секретаря Международного транспортно-логистического альянса (ITLA) Повиласа Дрижаса, "могут составить десятки миллионов евро", хоть он сам и не ставит "под сомнение сами решения и выбранный способ, это ответственность государства принимать эти решения".
"Я думаю, что торговля между странами Евросоюза и другими странами, такими как Казахстан или Беларусь, продолжится, товары будут перевозиться из других стран или в другие страны. Литва была транзитным коридором для этого, теперь движение товаров продолжится, вопрос только в том, через Латвию или Польшу", — сказал Дрижас.
А в Литовской национальной ассоциации автомобильных перевозчиков Linava уже подсчитали, что запрет на въезд в Белоруссию обходится частным компаниям перевозчиков в среднем в 300 евро за грузовик в сутки (если он не взят в лизинг). В итоге это уже не десятки, а сотни миллионов евро убытков.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Читайте Sputnik Литва в MAX! Еще больше оперативной, свежей и интересной информации.



