https://lt.sputniknews.ru/20250707/mea-prizvalo-litvu-oblozhit-nalogom-zagryaznyayuschie-avtomobili-37963495.html
МЭА призвало Литву обложить налогом загрязняющие автомобили
МЭА призвало Литву обложить налогом загрязняющие автомобили
Sputnik Литва
В международной организации отметили, что литовский автопарк является одним из старейших и наиболее энергонеэффективных в Евросоюзе 07.07.2025, Sputnik Литва
2025-07-07T19:00+0300
2025-07-07T19:00+0300
2025-07-07T19:00+0300
энергетика. live
литва
в литве
энергоснабжение
энергетика
автомобили
https://cdnn1.lt.sputniknews.com/img/754/18/7541874_0:147:2000:1272_1920x0_80_0_0_762a537ca6a8cffc949e9f8cd1f9db27.jpg
ВИЛЬНЮС, 7 июл – Sputnik. Международное энергетическое агентство (МЭА) призвало Литву ввести налог на загрязнение для автомобилей.Как говорится в обзоре энергетической политики для Литвы, хотя внутреннее производство возобновляемой энергии в стране почти удвоилось за последние два года, этого недостаточно для того, чтобы Литва стала чистым экспортером электроэнергии к 2030 году.По данным организации, хотя Литва отказалась от российского ископаемого топлива и природного газа, а также присоединилась к континентальной европейской синхронной электроэнергетической зоне в этом году, стране все еще необходимо снизить свою зависимость от импортируемого ископаемого топлива, особенно в транспортном секторе.Литве также настоятельно рекомендуется увеличить инвестиции в гибкость электросети, более эффективную систему централизованного теплоснабжения и реконструкцию многоквартирных домов, а также расширить сеть электромобилей с помощью льгот.По данным МЭА, транспортный сектор в Литве является крупнейшим источником опасных выбросов, поэтому необходимы целенаправленные политические вмешательства, включая введение налога на загрязнение.Стране предлагается ввести ежегодный налог на владение транспортным средством на основе выбросов CO2 или увеличить текущий налог на регистрацию автомобиля на основе CO2, а также снизить максимальную сумму необлагаемого налогом коэффициента выбросов и включить компонент, зависящий от веса автомобиля.Поскольку литовский автопарк является одним из старейших и наиболее энергонеэффективных в Евросоюзе, в организации отметили, что электрификация является основным средством замены ископаемого топлива в автомобильном транспорте.Также в МЭА предложили расширить сеть общественного и междугороднего транспорта, больше субсидировать покупку билетов и увеличить льготы для электромобилей.По данным МЭА, на транспортный сектор Литвы приходится треть от общего объема выбросов парниковых газов, около 75 процентов спроса на нефть и около 40 процентов от общего объема конечного потребления энергии.Риски системы учета электроэнергииВ МЭА отметили, что в настоящее время большинство потребителей, производящих электроэнергию, в Литве используют двустороннюю систему учета — они продают произведенную ими электроэнергию по текущей цене на бирже, а непроданную энергию им компенсируют в киловатт-часах по количеству объема.Система, при которой произведенная, но не проданная электроэнергия компенсируется в евро по цене, согласованной или установленной с независимым поставщиком, может быть выбрана добровольно бытовыми потребителями, производящими электроэнергию.Государственный совет по регулированию энергетики (VERT) подсчитал, что в прошлом году независимые поставщики понесли почти 16 миллионов евро убытков из-за существующей системы, в то время как выгоды, созданные генерирующими потребителями, составили 11 миллионов евро.Таким образом, по данным МЭА, из-за такой модели работы генерирующих потребителей, когда поставщики покрывают убытки генерирующих потребителей, хотя и поощряется рост мощностей солнечной энергетики, система становится неэффективной и несет издержки.Чтобы избежать перегрузки локальных сетей, Оператор распределения энергии (ESO) также якобы ограничивает подключение новых солнечных электростанций, принадлежащих жителям страны, в районах, где мощность сети не может обслуживать дополнительное производство, что препятствует более широкому использованию самостоятельно вырабатываемой энергии.По данным МЭА, перейдя на систему чистого выставления счетов, государство может субсидировать покупку устройств хранения энергии.Это первые рекомендации МЭА для Литвы, которая стала полноправным членом организации в 2021 году.Делегация экспертов МЭА посетила Вильнюс 3–7 марта этого года и оценила энергетическую политику Литвы и ее способность реагировать на непредвиденные ситуации.В прошлом году Сейм принял новую Национальную стратегию энергетической независимости, в которой предусмотрено, что Литва станет полностью климатически нейтральной страной к 2050 году, экспортируя электроэнергию, произведенную из возобновляемых источников.К 2030 году планируется разработать 4,5 гигаватта мощности наземной ветроэнергетики, 1,4 гигаватта мощности морской ветроэнергетики и 4,1 гигаватта мощности солнечной энергетики.Помимо возобновляемых источников энергии, стратегия Литвы предусматривает установку маломощных модульных ядерных реакторов в долгосрочной перспективе.Ранее сообщалось, что в Литве могут быть установлены ядерные реакторы мощностью 1,5 гигаватта, и планируется сформировать рабочую группу для оценки этой технологии.В целях увеличения производства энергии из возобновляемых источников Европейская комиссия предлагает сократить выбросы парниковых газов в сообществе на 90 процентов к 2040 году.Электроэнергетика ЛитвыДо 2009 года в Литве функционировала Игналинская АЭС, которая вырабатывала достаточно электричества для снабжения населения и предприятий. Станцию закрыли по требованию Евросоюза, после чего начались работы по ее выводу из эксплуатации, а Литва стала энергодефицитной страной.В начале февраля этого года страны Балтии вышли из энергокольца БРЭЛЛ (Белоруссия, Россия, Эстония, Литва, Латвия) и присоединили свои электросистемы к синхронной зоне континентальной Европы.Как заявляли эксперты, страны Балтии стремились стать энергонезависимыми от России, однако попали в зависимость от Польши, Швеции и Финляндии.На генерацию электричества в Швеции и Финляндии, например, сильно влияет погода. А на ситуацию с поставками — состояние энергокабелей в Балтийском море.Уже в первые дни после отключения от БРЭЛЛ, цены в странах Балтии подскочили в разы, а в некоторые дни в феврале в 20 и 60 раз превышали финские. Скачки цен фиксировались и в другие месяцы из-за ненастной или безветреной погоды.Электроэнергетика является одной из наиболее уязвимых сфер в литовской экономике, а республика считается самой энергодефицитной страной Балтии. Так, на фоне антироссийских санкций, перебоев в цепочках поставок, а также решения литовских властей по разрыву отношений с Россией экономика столкнулась со сложностями. При этом больше всего пострадал именно энергетический сектор.В связи с проблемами в энергосекторе и подорожанием энергоресурсов жители и предприятия Литвы стараются найти способы экономии и сокращения потребления. Кроме того, в стране уже долгое время сохраняются высокие цены на электричество, топливо, продукты питания и другие товары.Sputnik Литва теперь в Telegram! Подписывайтесь на самые быстрые, яркие и подробные новости о Литве, Балтии и не только.
https://lt.sputniknews.ru/20250702/v-rf-otsenili-chto-budet-delat-pribaltika-pri-otklyucheniyakh-elektrichestva-37897477.html
https://lt.sputniknews.ru/20250622/postavschiki-energii-v-litve-prevratilis-v-posrednikov-zayavili-v-seyme-37792113.html
https://lt.sputniknews.ru/20250609/seym-litvy-obyazal-gosuchrezhdeniya-ekonomit-na-svete-i-teple-37540652.html
https://lt.sputniknews.ru/20250702/v-litve-otsenyat-nuzhny-li-strane-malye-aes-37905736.html
литва
Sputnik Литва
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
2025
Sputnik Литва
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
Новости
ru_LT
Sputnik Литва
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
https://cdnn1.lt.sputniknews.com/img/754/18/7541874_54:0:1947:1420_1920x0_80_0_0_de42b5f5fc4f57304dee2a2d17142b8f.jpgSputnik Литва
media@sputniknews.com
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
литва, в литве, энергоснабжение, энергетика, автомобили
литва, в литве, энергоснабжение, энергетика, автомобили
МЭА призвало Литву обложить налогом загрязняющие автомобили
В международной организации отметили, что литовский автопарк является одним из старейших и наиболее энергонеэффективных в Евросоюзе
ВИЛЬНЮС, 7 июл – Sputnik. Международное энергетическое агентство (МЭА) призвало Литву ввести налог на загрязнение для автомобилей.
Как говорится в обзоре энергетической политики для Литвы, хотя внутреннее производство возобновляемой энергии в стране почти удвоилось за последние два года, этого недостаточно для того, чтобы Литва стала чистым экспортером электроэнергии к 2030 году.
По данным организации, хотя Литва отказалась от российского ископаемого топлива и природного газа, а также присоединилась к континентальной европейской синхронной электроэнергетической зоне в этом году, стране все еще необходимо снизить свою зависимость от импортируемого ископаемого топлива, особенно в транспортном секторе.
Литве также настоятельно рекомендуется увеличить инвестиции в гибкость электросети, более эффективную систему централизованного теплоснабжения и реконструкцию многоквартирных домов, а также расширить сеть электромобилей с помощью льгот.
По данным МЭА, транспортный сектор в Литве является крупнейшим источником опасных выбросов, поэтому необходимы целенаправленные политические вмешательства, включая введение налога на загрязнение.
"Литва — одна из немногих стран Европейского союза, которая не применяет ежегодный налог на владение автомобилем, а топливо, особенно дизельное, облагается сравнительно небольшим налогом. <…> Налоги должны играть более важную роль в содействии электрификации и переходу на другие виды транспорта", — говорится в отчете.
Стране предлагается ввести ежегодный налог на владение транспортным средством на основе выбросов CO2 или увеличить текущий налог на регистрацию автомобиля на основе CO2, а также снизить максимальную сумму необлагаемого налогом коэффициента выбросов и включить компонент, зависящий от веса автомобиля.
"В связи с относительно высоким уровнем социальной бедности и нехватки мобильности в Литве следует рассмотреть возможность сделать налог на имущество прогрессивным, чтобы защитить наиболее финансово уязвимых владельцев автомобилей", — порекомендовали в МЭА.
Поскольку литовский автопарк является одним из старейших и наиболее энергонеэффективных в Евросоюзе, в организации отметили, что электрификация является основным средством замены ископаемого топлива в автомобильном транспорте.
Также в МЭА предложили расширить сеть общественного и междугороднего транспорта, больше субсидировать покупку билетов и увеличить льготы для электромобилей.
По данным МЭА, на транспортный сектор Литвы приходится треть от общего объема выбросов парниковых газов, около 75 процентов спроса на нефть и около 40 процентов от общего объема конечного потребления энергии.
Риски системы учета электроэнергии
В МЭА отметили, что в настоящее время большинство потребителей, производящих электроэнергию, в Литве используют двустороннюю систему учета — они продают произведенную ими электроэнергию по текущей цене на бирже, а непроданную энергию им компенсируют в киловатт-часах по количеству объема.
Система, при которой произведенная, но не проданная электроэнергия компенсируется в евро по цене, согласованной или установленной с независимым поставщиком, может быть выбрана добровольно бытовыми потребителями, производящими электроэнергию.
Государственный совет по регулированию энергетики (VERT) подсчитал, что в прошлом году независимые поставщики понесли почти 16 миллионов евро убытков из-за существующей системы, в то время как выгоды, созданные генерирующими потребителями, составили 11 миллионов евро.
Таким образом, по данным МЭА, из-за такой модели работы генерирующих потребителей, когда поставщики покрывают убытки генерирующих потребителей, хотя и поощряется рост мощностей солнечной энергетики, система становится неэффективной и несет издержки.
Чтобы избежать перегрузки локальных сетей, Оператор распределения энергии (ESO) также якобы ограничивает подключение новых солнечных электростанций, принадлежащих жителям страны, в районах, где мощность сети не может обслуживать дополнительное производство, что препятствует более широкому использованию самостоятельно вырабатываемой энергии.
"Чтобы обеспечить непрерывный рост потребления энергии, произведенной собственными силами, не вызывая перегрузки сети и дополнительных расходов, правительству следует постепенно отказаться от текущей модели двустороннего выставления счетов или преобразовать ее в систему, которая стимулирует владельцев солнечных электростанций поддерживать стабильность сети и балансировку системы", — говорится в оценке организации.
По данным МЭА, перейдя на систему чистого выставления счетов, государство может субсидировать покупку устройств хранения энергии.
Это первые рекомендации МЭА для Литвы, которая стала полноправным членом организации в 2021 году.
Делегация экспертов МЭА посетила Вильнюс 3–7 марта этого года и оценила энергетическую политику Литвы и ее способность реагировать на непредвиденные ситуации.
В прошлом году Сейм принял новую Национальную стратегию энергетической независимости, в которой предусмотрено, что Литва станет полностью климатически нейтральной страной к 2050 году, экспортируя электроэнергию, произведенную из возобновляемых источников.
К 2030 году планируется разработать 4,5 гигаватта мощности наземной ветроэнергетики, 1,4 гигаватта мощности морской ветроэнергетики и 4,1 гигаватта мощности солнечной энергетики.
Помимо возобновляемых источников энергии, стратегия Литвы предусматривает установку маломощных модульных ядерных реакторов в долгосрочной перспективе.
Ранее сообщалось, что в Литве могут быть установлены ядерные реакторы мощностью 1,5 гигаватта, и планируется сформировать рабочую группу для оценки этой технологии.
В целях увеличения производства энергии из возобновляемых источников Европейская комиссия предлагает сократить выбросы парниковых газов в сообществе на 90 процентов к 2040 году.
До 2009 года в Литве функционировала Игналинская АЭС, которая вырабатывала достаточно электричества для снабжения населения и предприятий. Станцию закрыли по требованию Евросоюза, после чего начались работы по ее выводу из эксплуатации, а Литва стала энергодефицитной страной.
В начале февраля этого года страны Балтии вышли из энергокольца БРЭЛЛ (Белоруссия, Россия, Эстония, Литва, Латвия) и присоединили свои электросистемы к синхронной зоне континентальной Европы.
Как заявляли эксперты, страны Балтии стремились стать энергонезависимыми от России, однако попали в зависимость от Польши, Швеции и Финляндии.
На генерацию электричества в Швеции и Финляндии, например, сильно влияет погода. А на ситуацию с поставками — состояние энергокабелей в Балтийском море.
Уже в первые дни после отключения от БРЭЛЛ, цены в странах Балтии подскочили в разы, а в некоторые дни в феврале в 20 и 60 раз превышали финские. Скачки цен фиксировались и в другие месяцы из-за ненастной или безветреной погоды.
Электроэнергетика является одной из наиболее уязвимых сфер в литовской экономике, а республика считается самой энергодефицитной страной Балтии. Так, на фоне антироссийских санкций, перебоев в цепочках поставок, а также решения литовских властей по разрыву отношений с Россией экономика столкнулась со сложностями. При этом больше всего пострадал именно энергетический сектор.
В связи с проблемами в энергосекторе и подорожанием энергоресурсов жители и предприятия Литвы стараются найти способы экономии и сокращения потребления. Кроме того, в стране уже долгое время сохраняются высокие цены на электричество, топливо, продукты питания и другие товары.
Sputnik Литва теперь в Telegram! Подписывайтесь на самые быстрые, яркие и подробные новости о Литве, Балтии и не только.