Каждая вторая дорога Литвы может стать непригодной для проезда
© Photo : Social media page of Kauno savivaldybėВид на ремонтируемый мост в Каунасе

© Photo : Social media page of Kauno savivaldybė
Подписаться
Из-за ограниченных финансовых возможностей власти вынуждены уделять внимание только тем объектам, состояние которых может "стать критическим"
ВИЛЬНЮС, 6 апр – Sputnik. Несмотря на то, что состояние мостов и дорог напрямую определяет безопасность движения, их состояние в Литве с каждым годом только ухудшается, заявил генеральный директор госкомпании Via Lietuva Мартинас Гедаминскас.
По его данным, сейчас в балтийской республике имеется более тысячи километров магистральных и более семи тысяч километров региональных дорог, которые не соответствуют стандартам и нуждаются в срочном ремонте, общая стоимость которого может составить более 5,5 миллиона евро.
"Если не будет обеспечено устойчивое финансирование, то к 2035 году процент плохих дорог в Литве может вырасти до 50 процентов. Это означает, что каждая вторая дорога в Литве может стать непригодной для безопасного использования, что приведет к большим проблемам с безопасностью движения и более высоким расходам на эксплуатацию транспортных средств", - указал он.
По его словам, хоть сумма на содержание мостов в 2024 году увеличилась, однако количество тех, которые находятся в плохом состоянии, за последние шесть лет выросло с 63 до 117. Более того, без устойчивого финансирования это число к 2035 году может вырасти до 192. Так, общая стоимость ремонта этой инфраструктуры составляет 301 миллион евро. Кроме того, еще около миллиарда евро потребуется для обеспечения надлежащего состояния всех мостов в стране.
"Несмотря на то, что состояние мостов и дорог напрямую определяет безопасность движения, их состояние с каждым годом ухудшается. Поскольку финансовые возможности для обновления всех мостов ограничены, в этом году мы отдадим приоритет тем мостам, состояние которых может стать критическим в следующем году", - признал он.
По его словам, из-за ограниченных финансовых возможностей балтийской республики в этом году внимание будет уделяться только тем объектам, состояние которых может "стать критическим" уже в следующем году.
Он также напомнил, что инвестиции в дорожную инфраструктуру, находящуюся в плохом состоянии, дадут существенные результаты только при условии обеспечения устойчивого и долгосрочного финансирования.
"Модернизация инфраструктуры Литвы — это не только инвестиции в дороги и мосты, но и в экономический рост страны, безопасность людей и улучшение качества жизни", - указал Гедаминскас.
В настоящее время развитие и содержание литовских дорог финансируется из бюджета Программы развития и содержания дорог, которая ежегодно составляется правительством и утверждается Сеймом. При этом выделяемое финансирование, с учетом инфляции и других показателей, остается на одном уровне с 2008 года.
Компания Via Lietuva, ответственная за управление государственных дорог, также использует поддержку со стороны Европейского Союза, а начиная с 2023 года — средства из временного взноса солидарности банков.
По словам Гедаминскаса, текущая модель финансирования дорог несовершенна, поскольку она затрудняет запуск долгосрочных проектов, поскольку финансирование постоянно меняется. Кроме того, текущая модель финансирования не гарантирует, что все связанные с дорогами средства, такие как плата за проезд, будут использоваться именно для развития дорожной сети.
"У нас в стране более ста мостов находятся в аварийном состоянии, а четыре из десяти дорог находятся в плохом состоянии. В целом дорожная инфраструктура изнашивается с каждым годом, поэтому ее содержание требует долгосрочных решений и устойчивого финансирования, а не одноразовых вливаний", — констатировал глава Via Lietuva.
Проблемы с финансированием дорог в Литве
Ранее Министерство транспорта и коммуникаций представило планы по созданию в Литве Государственного дорожного фонда со следующего года. Ожидается, что эта инициатива будет представлена в ходе весенней сессии Сейма.
Ожидается, что Дорожный фонд будет функционировать по новой и долгосрочной модели финансирования, обеспечивая стабильное финансирование содержания и развития дорог, независимо от ежегодных колебаний государственного бюджета. Так, это позволит создать четкую и прозрачную систему распределения средств, ориентированную на долгосрочное улучшение состояния дорожной сети.
В ведомстве считают, что создание этой структуры позволит добиться кардинальных изменений в улучшении дорожной инфраструктуры, повышении региональной доступности и конкурентоспособности транспортной системы Литвы. Планируется, что общий объем средств Дорожного фонда и Программы развития и содержания дорог составит около одного миллиарда евро в год.
Государственная компания Via Lietuva обслуживает более 21 тысячи километров дорог государственного значения, а также более 1,5 тысячи мостов, виадуков, тоннелей и более двух тысяч километров пешеходных и велосипедных дорожек.
Sputnik Литва теперь в Telegram! Подписывайтесь на самые быстрые, яркие и подробные новости о Литве, Балтии и не только.