Есть чем гордиться. Как Литва вбухала полмиллиона евро в рекламу с бомжами
© Photo : Social media page of Vilniaus savivaldybeЖилые дома в Вильнюсе
© Photo : Social media page of Vilniaus savivaldybe
Подписаться
"Эпатажная" реклама шокировала общественность – оказывается, после тридцати лет независимости балтийская республика может претендовать лишь на звание "мусорной провинции". Как Вильнюс опозорили в глазах западных партнеров – в материале Sputnik Литва
Как известно, черный пиар – это тоже пиар. Но только не в случае, когда страну рекламируют на западных туристических рынках, потому что есть риск навредить имиджу государства.
Возможно, литовским пиарщикам следовало быть осторожнее при создании эпатажного рекламного ролика Vilnius: Expectations vs. Reality (Вильнюс: ожидания против реальности". Однако вышло как вышло.
Впрочем, прошлая реклама от агентства Go Vilnius, которая звучала как "Вильнюс – точка G Европы", тоже вызывала резонанс в обществе. Такая у них стратегия – эпатировать публику, когда не можешь победить в конкурентной борьбе. Как говорится, кто чем богат.
Нынешний рекламный ролик состоит из двух частей.
В первой части, по замыслу ее создателей, воспроизводится стереотип в стиле фильма "Бораты". "Вильнюсцы" катаются в тележках с соломой, мочатся на стены деревянного сарая, устраивают драки у мусорных баков. В кадр попали и выбоины в асфальте, который вряд ли специально разрушали для этих целей, и уличные туалеты, которые, справедливости ради, до сих пор существуют на территории республики.
Во второй части ролика показана, как утверждается, "настоящая, современная Литва" с ее культурными ценностями. Правда, нарезка кадров вышла скомканной. В нее попал вид на улицы с дрона, воздушные шары, кадры с национальной едой в быстрой перемотке, которая едва ли позволяет зрителю хоть что-то понять, и заезженные достопримечательности - башня Гедиминиса и Кафедральная площадь.
Проблема одна: большинство людей, шокированных увиденным, делают выводы по первой части видео и досматривают до середины. И это проблема не зрителя, а создателя "рекламного шедевра".
Намерение развеять мифы обернулось против создателей рекламы, поскольку она лишь укрепила стереотипы, которые уже существуют на Западе. Если бы ролик был рассчитан на то, чтобы повеселить местных жителей – все было бы не так страшно. Кого тут напугаешь уличными туалетами?
Однако официальная цель кампании - повысить узнаваемости города на туристических рынках Великобритании и Германии. Что ж, вышел неплохой способ отпугнуть оставшихся туристов. Вот различные эксперты и запереживали, обрушившись на рекламу с критикой.
В самой Литве рекламу, мягко говоря, оценили критически.
Например, руководитель проекта Global Lithuiania Симонас Рудаминас назвал ролик "презентацией Вильнюса как гнилого города, полного гопников".
"Мы потратили полмиллиона денег, чтобы подтвердить, что в Литве живут бомжи? Первой моей мыслью было, что весь коллектив Go Vilnius надо уволить за то, что делается с городом. Если эту рекламу еще можно остановить, то ее нужно остановить", - заявил он, назвав рекламу позорной.
Бывший мэр Вильнюса Ремигиюс Шимашюс признал, что Вильнюс таким "никогда не был". По его словам, ни первая, ни вторая часть рекламы никак не соотносятся с действительностью.
"Ни первая часть [ролика] не является Вильнюсом – таким он никогда не был, и у него даже нет такого имиджа. Ни вторая часть не является Вильнюсом - Вильнюс на самом деле интересный, красочный и живой. Я знаю, что люди пытались, но в этот раз, думаю, не получилось", - заявил он.
Литовский художник Альгис Крисчюнас раскритиковал идею и отметил, что банальные рекламные вставки никак не опровергают то, что было показано в начале.
"Большая часть клипа посвящена просмотру ужаса, который показан и представлен как Вильнюс: некоторые идиоты приглашают сюда зайти - еще не досмотрев, хочется выключить его и задаться вопросом, что же такое за дерьмо этот Вильнюс…", - отметил он.
Есть еще один момент, стоящий внимания.
Авторы рекламы заявляли, будто пытаются разрушить стереотип "советской провинции", хотя Литва при СССР никогда не выглядела так запущенно. А значит, мы также имеем дело с очередной попыткой очернить Советский Союз и представить его в неприглядном свете, высмеять. За государственные средства, разумеется.
Правда, вышло это настолько плохо, что даже бывший мэр Артурас Зуокас вступился за советскую Литву, отметив, что Вильнюс никогда не выглядел так, как пытались показать горе-рекламщики.
"Вильнюс никогда, даже в советское время, не был таким, каким его пытаются показать миру и целевой аудитории", - подчеркнул он.
Не говоря о том, какой вклад внес СССР в развитие балтийской республики, в том числе с точки зрения инфраструктуры.
А теперь к печальным фактам. Хотя разруха в Вильнюсе показана довольно грубо и утрированно, современный город – вовсе не сказочное королевство.
Финансирование дорог в последние годы сократилось под влиянием военных действий, цен на энергоносители и инфляции. Местные жители регулярно жалуются на их состояние, вызванное изменением климата. Из-за геополитической ситуации материалы и работа стоят дорого.
Средств в бюджете на решение этих проблем нет. А ЕС – это вам не "кормящий СССР", закрывающий потребности населения. Ради денег Брюсселя придется хорошенько отработать антироссийскую повестку.
Что касается уличных туалетов – это тоже печальная правда.
Литва еще в прошлом году должна была решить проблемы центральной канализации и водопровода, однако шесть проблемных муниципалитетов до сих пор портят статистику. И, да, среди них есть и столица республики.
Любопытная выходит ситуация. Мало того, что было потрачено кучу денег на порчу имиджа в глазах зарубежных туристов, так еще и современные проблемы подсветили, безуспешно пытаясь их выдать за "пережитки Советского Союза".
Вывод напрашивается один. Если Вильнюс – "мусорная столица", то современная литовская. А ни Россия, ни тем более СССР здесь явно ни при чем.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Sputnik Литва теперь в Telegram! Подписывайтесь на самые быстрые, яркие и подробные новости о Литве, Балтии и не только.