В Балтийском море опознали два судна, затонувших во время Второй мировой
© Photo : Сайт разведывательно-водолазной командыУчастник разведывательно-водолазной команды во время экспедиции
© Photo : Сайт разведывательно-водолазной команды
Подписаться
В международную экспедиционную команду вошли подводные исследователи из России, Эстонии, Латвии и Финляндии
ВИЛЬНЮС, 7 июл - Sputnik. Водолазы международной экспедиции в среду идентифицировали в Балтийском море два погибших во время Таллинского прорыва в 1941 году транспортных судна, сообщает РИА Новости со ссылкой на одного из участников команды, руководителя экспедиции "Поклон кораблям Великой Победы" Константина Богданова.
"Первыми результатами первого этапа международной экспедиции "180 миль до Ленинграда. История Таллинского прорыва на современной морской карте", проходящей в июле 2021 года в Эстонии, стала идентификация двух судов, погибших утром 29 августа 1941 года в районе мыса Юминда, во время эвакуации сил Балтийского флота и защитников города из Таллина", – сказал Богданов.
По его словам, на основании сравнения подводных съемок, видимых на исторических фотографиях конструктивных особенностей судов и архивных документов можно утверждать, что идентифицированы транспорты ВТ-584 "Найссаар" и ВТ-501 "Балхаш".
В международную экспедиционную команду вошли подводные исследователи из России, Эстонии, Латвии и Финляндии.
Без шансов на спасение
Богданов отметил, что, по данным самого крупного исследователя истории Таллинского прорыва контр-адмирала Радия Зубкова, транспорт "Балхаш" принял на борт до 3,9 тысячи человек – весь гарнизон города Палдиски вместе с госпиталем и семьями военнослужащих. Транспорт благополучно прошел почти все минное заграждение "Юминда" и погиб утром 29 августа на его восточном краю.
По свидетельствам немногих спасшихся, после взрыва в районе второго трюма судно стало стремительно погружаться носом вперед, опрокидываясь при этом на борт. Согласно архивным данным, спаслись всего 86 человек.
"Балхаш" лежит на глубине 96 метров. Нос судна глубоко зарылся в грунт, а корма возвышается над грунтом более чем на 10 метров. На палубе и в трюмах исследователи обнаружили огромное количество останков.
Точных данных о количестве людей на борту транспорта "Найссаар" нет, но известно, что он должен был принять 1,5 тысячи человек из состава стрелковых частей, защищавших Таллин. Судьба транспорта оставалась загадкой 80 лет.
Экспедиция выяснила, что "Найссаар", который сейчас лежит на глубине более 70 метров, подорвался на той же минной линии, что и "Балхаш", на восточном краю "Юминды", утром 29 августа. Взрыв мины оторвал носовую оконечность судна, и оно затонуло практически мгновенно.
© Photo : Морской музей Эстонии Грузовой пароход "Найссаар"
Грузовой пароход "Найссаар"
© Photo : Морской музей Эстонии
"Судя по количеству обнаруженных на дне человеческих останков и элементов вооружения, "Найссаар", возможно, до последнего оставался в порту Таллин, принимая на борт отступающие стрелковые части, вероятно, приняв на борт значительно больше предполагаемых 1500 человек", – добавил Богданов.
Международная экспедиция
Первый этап экспедиции продлится до 9 июля. Предполагается обследование и идентификация еще трех объектов, затонувших в районе Юминданинской минно-артиллерийской позиции.
Международная экспедиция "180 миль до Ленинграда. История Таллинского прорыва на современной морской карте" стартовала 1 июля в акватории Финского залива, в районе мыса Юминда.
В ходе Таллинского прорыва погибли более 40 кораблей и судов и около 10 тысяч человек. Наиболее крупной с точки зрения человеческих потерь стала гибель транспортных судов "Балхаш", "Эверита", "Найсаар" и штабного судна "Вирония" – около семи тысяч жертв. Тогда же погибли последние эсминцы Балтийского флота серии "Новик", включая и сам головной корабль "Яков Свердлов".
В ходе экспедиции планируется обследовать восемь объектов, выделенных на основании проведенных в предыдущие годы участниками экспедиции "Поклон кораблям Великой Победы" гидролокационных исследований и изучения архивных материалов. После идентификации объекты будут представлены в открытом доступе на интерактивной геокарте. Все материалы исследований передадут Департаменту охраны памятников истории и культуры Эстонии.