ВИЛЬНЮС, 29 дек – Sputnik. В Литве разразился скандал вокруг того, что во время профессионального интервью премьер-министру Ингриде Шимоните и спикеру Сейма Виктории Чмилите-Нильсен задавали "сексистские вопросы".
Интервью у Шимоните и Чмилите-Нильсен брал телеканал LRT для передачи Forumas. В частности, у премьера спросили, почему рядом с ней никогда не видели кого-то, кого можно назвать "супругом" или "близким другом", а также почему она строила дом одна, без мужской помощи.
Председатель фракции Партии свободы Иева Пакарклите написала в Facebook, что интервью было бы содержательным и качественным, если бы не "ложка дегтя".
"Несколько полностью стереотипных, сексистских вопросов о строительстве собственного дома без мужской помощи и почему у премьер-министра нет супруга. Я не помню, чтобы подобные вопросы задавали бывшему премьер-министру [Саулюсу] Сквернялису", – написала она.
Член Сейма Томас Витаутас Раскявичюс также был возмущен, какие вопросы в интервью задавали премьеру и спикеру парламента.
"Вопросы о дефисе в фамилии, причинах (первых) браков, строительстве дома без мужских рук и шансах найти вторую половину в старшем возрасте ясно показывают, что Литва до сих пор не может поверить в то, что власть переняли женщины", – написал он.
Раскявичюс отметил, что можно продолжать успешно притворяться, что пол не имеет значения, однако общество упорно ищет в каждом политике-женщине "традиционную женщину".
"Которая должна не только быть в состоянии управлять государством, но и вымыть грязную посуду. Потому что последняя по-прежнему важнее человеческих (женских) компетенций и лидерства. Надо мной смеялись, когда я раздавал избирательные листовки на высоких каблуках. Но мужчине даже это простительно – ведь это всего лишь шутка, "развлечение". А простительно ли женщинам-политикам то, что согласились взять на себя ответственность за власть?" – высказался парламентарий.
В Центре по правам человека также отметили, что вопросы журналистов женщинам-политикам были неуместны. А также отметили, что недавний мониторинг Центра журналистики Литвы показал, что более двух третей экспертов, цитируемых в публичной сфере страны, – мужчины.
"Однако при оценке участия женщин в публичном пространстве учитывается не только количество их выступлений в этом пространстве по сравнению с мужчинами, но и содержание таких выступлений. То есть как женщины и мужчины представлены в публичном пространстве, какие вопросы задаются и как выглядит образ, складывающийся вокруг них", – сказали в центре.
Также там отметили, что женщины, стремящиеся занять или занимающие высокие должности, по-прежнему ассоциируются с домашним пространством, им часто задают вопросы о внешности, семье, детях и так далее – о том, что в патриархальном мировоззрении связано исключительно с функциями, возложенными на женщин, так называемыми женскими сферами.
"К сожалению, эти тенденции не обходят стороной и Литву: даже обладая высокой компетенцией и особо ответственными должностями, политики должны в первую очередь подтверждать и обосновывать свое соблюдение гендерных норм для женщин", – отметили в Центре по правам человека.
Кроме того, в центре подтвердили, что, несомненно, обществу важно знать своих лидеров, однако при формулировке вопросов необходимо критически оценивать, в какой степени вопросы детерминированы по гендерному признаку, насколько они укрепляют преобладающие в обществе стереотипы и будут ли они уместны, если заменить политика-женщину на политика-мужчину.
В ответ на вопрос, исключает ли Шимоните возможность найти спутника жизни, она ответила, что не исключает вообще никаких жизненных перипетий. Она также отметила, что люди, возможно, думают, что она какая-то "профессиональная женщина", которая пожертвовала остатком своей жизни ради карьеры. Однако на самом деле ей хватает семейных забот дома, хотя и в других формах.
Шимоните также подчеркнула, что она не должна оправдываться за то, что происходит с ней. Кроме того, люди постоянно говорят о разных вещах и дают оценки, в то время как премьер "просто живет своей жизнью".
У Чмилите-Нильсен журналист интересовался в первую очередь, почему она так рано вышла замуж – в 18 лет. Также ее долго расспрашивали о втором браке, предлагая сравнить первого и второго мужей.
Со спикером Сейма долго говорили о феминизме и о том, как она к нему относится. Она отметила, что в Литве делаются маленькие шаги в этом направлении и что для нее очень важны вопросы женского лидерства и гендерного равенства.