Трамп против Байдена – финансовый капитал против промышленного
Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо сначала понять, что борьба Трампа и Байдена – не просто борьба между двумя кандидатами или даже двумя партиями, но и политическое выражение резко обострившегося в последнее время противоречия в США – как в правящих слоях, так и в обществе в целом. В этом отношении у нас есть финансовый капитал или, скажем, лагерь "глобалистов", который (номинально, как марионетка клана Клинтонов или фактически как независимый лидер, что не суть) представлен Джо Байденом, и более национальный, промышленный лагерь капитала, несомненно, в лице Дональда Трампа.
И эти лагеря, с одной стороны, принадлежат к общей системе империи США. А с другой – они выступают за диаметрально противоположные стратегии. Лагерь "глобалистов" стремится и дальше играть в соответствии с правила капиталистической глобализации, которые сформировались еще в 1990-е. Между тем команда Трампа, понимая, что дальнейшая игра неизбежно приведет к победе Китая, стремится скорректировать эти правила, заняв позицию некоторого (хотя и очень ограниченного, условного) изоляционизма, переноса производственных процессов из третьих стран в США.
Это противоречие является результатом глубокого, а по мнению историка Андрея Фурсова – "терминального", кризиса капитализма, который существовал и развивался после распада СССР в 1990-х. И именно "терминального", потому что перед нами процесс, ведущий к тому или иному посткапиталистическому сценарию. Однако, по крайней мере в ближайшем будущем, это сценарий не социалистическо-коммунистический (который при оптимистичном раскладе предвидел Маркс), а скорее мутация существующей системы, скажем так – своего рода "мутокапитализм".
Программа Байдена – это полный переход к этому отстраненному, "мутационному" посткапиталистическому режиму или, по словам того же Фурсова, "цифровому концлагерю". А линия Трампа – это более мягкая, более консервативная версия классического капитализма (а значит, и национального государства, и так называемого среднего класса).
Более того, с точки зрения внешней политики – хотя ни один из двух вариантов (то есть ни отказ от империалистических устремлений, ни учет суверенитета других стран и требований международного права или иное добросердечие) не сулит ничего хорошего, все же очевидно, что победа Байдена и поддерживающих его кланов будет означать только дальнейшее развитие агрессии НАТО, усиление русофобии и еще больше "цветных революций" во всем мире.
Трампа хоронить рано
И в этом отношении неудивительно, что соответствующие слои как в других западных странах, так и в сателлитах США (в Литве, Латвии, Эстонии и других), которые заинтересованы в сохранении нынешней позиции и курса, не скрывая радости, поздравляют Байдена как будущего президент Штатов (например, только в нашей стране и некоторые СМИ, и Грибаускайте, и Адамкус, не говоря уже о СО-ХДЛ и либеральных партиях, очень ярко проявили такую тенденцию).
Впрочем, президент России Владимир Путин не спешит поздравлять Байдена: вероятно, он учитывает два момента. Во-первых, Трамп – меньшее из двух зол как для России, так и для мира. А во-вторых, борьба за владение Белым домом в 2020-2024 годах, хотя и склоняется в сторону, неблагоприятную для Трампа, все еще не окончена – у Трампа еще остаются шансы выстоять.
А Трамп, как недавно заметил российский политолог Сергей Кургинян, лидер движения "Сущность времени", "не дурак, чтобы взять и уйти". Более того: в нынешней ситуации и Трампу, и его последователям отступать некуда. Ведь, поддерживая его, огромная часть американского общества показала, насколько она далека от идеологов и исполнителей ультралиберальной политической программы. И противоречие между ней и теми, кто предпочел бы выбрать Байдена (а точнее, стоящий за ним политический курс), достигло небывалой остроты.
Что все это значит?
Итак, вопрос о хозяине Белого дома еще открыт. И это понимает не только Путин, но и большинство великих умов человечества. Мы тоже должны понять это. И желательно не из-за иллюзий о Трампе как предполагаемом "мессии" или "борце" против глобализма (как, например, думают некоторые влюбленные в Трампа литовские "антисистемисты"), но с учетом самого главного…
А именно то, что победа Трампа только еще больше разделит США изнутри, что, в свою очередь, еще больше ослабит позиции империи США – НАТО – ЕС в мире. И в конечном итоге это будет означать не просто иной глобальный баланс сил, не просто удар по так называемой глобализации, но реальные шансы для наций и государств найти другие пути развития, принципиально альтернативные мутирующему неолиберальному капитализму. В случае Литвы это будет означать большую вероятность освобождения от 30-летнего русофобского, антисоветского ландсбергистского режима во всех его проявлениях.
Между тем с победой Байдена – а такая перспектива, конечно, не исключена – силы американского общества, поднявшие Трампа (как "верхи", так и тем более "низы"), никуда не исчезнут. Напротив: они получат стимул к реваншу, и не стоит сомневаться, что будут к этому реваншу стремиться. Следовательно, в обоих случаях внутренняя напряженность в США возрастет. Остается вопрос: с какой скоростью и до какой степени.
Что ж, с этой точки зрения остается сказать, что "нет зла, которое не обернулось бы добром", потому что в обоих случаях империя США будет слабеть. И это хорошо. Давайте этому и порадуемся.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.