12 ноября (30 октября по старому стилю) православная церковь поминает святого Стефана Милютина, короля Сербского, брата его Драгутина и мать их Елену.
Точная дата рождения преподобного Стефана неизвестна, предположительно, он родился в 1253 году и стал вторым сыном сербского короля Стефана Уроша I и его супруги Елены Анжуйской. Стефан получил престол в 1275 году от своего брата Драгутина, который предпочел мирской жизни отшельничество и затворился в Среме, где совершал тайные подвиги в яме-могиле, выкопанной собственноручно.
Стефану Милютину пришлось править страной в тяжелые для страны годы. Борьба с богомилами (антиклерикальное движение X–XV веков, которое появилось на Балканах, основополагающей идеей учения было представление о том, что материальный мир не может быть творением Божиим, а является делом рук сатаны), с одной стороны, и обострение отношений с Константинопольским патриархатом, с другой.
Святой Стефан словом и делом защищал православие в Сербии. Взойдя на престол, он начал войну с греческим императором, который начал вводить унию в приграничных с Сербией территориях. В результате чего Стефану удалось утвердить православие на Афоне, Македонии, Эпире.
В период правления Стефана Сербия достигла своего максимального влияния на Балканах: через десять лет после его кончины она включала в себя кроме теперешних Сербии, Черногории и Далмации, Боснию, Македонию, Болгарию и Фессалию и имела собственный, хотя и не признанных Константинополем патриархат. Он построил более 40 храмов, множество монастырей и странноприимных домов и особенно заботился об афонском монашестве.
А мать короля, святая Елена, после смерти мужа посвятила жизнь богоугодным делам: строила дома для обнищавших крестьян, устраивала монастыри, а незадолго до своей кончины и сама приняла иночество. Святая Елена отошла к Господу 8 февраля 1306 года.
Святой Стефан скончался в результате апоплексического удара в 1320 году (по другим данным в 1321-м) и был похоронен в монастыре Баньска. Через два с лишним года Сербская православная церковь канонизировала его, а мощи святого сейчас хранятся в Софии, в кафедральном соборе Софийской митрополии "Света Неделя".
В этот день православная церковь также вспоминает священномученика Зиновия, епископа Егейского, и его сестру Зиновию. На Руси по имени святых был назван и день – "день Зиновия" или просто "Зиновий". В народе 12 ноября еще называли "синицын день", "синичкин праздник", "праздник охотников".
Название "синичкин праздник" день получил, как считается, из-за того, что к 12 ноября как правило уже прилетали все зимние птицы, в том числе синицы, снегири, свиристели. Еще один вариант названия: на Руси синицу называли зинькой, чтобы было созвучно с именами Зиновий и Зиновия. Синиц любили и подкармливали, делали для них кормушки. Первое массовое появление синиц около домов считалось признаком приближающихся больших холодов. В старину говорили: "Подкорми птиц зимой, послужат тебе весной". Также были и присказки про синиц: "Немного зинька ест-пьет, а весело живет", "На Зиновия зиньки-синички целыми стаями слетаются и песни поют".
Кроме того, этот день считался праздником охотников, выезжающих в это время на первую порошу. В старину верили, что в этот день надо затравить хотя бы одного зайца, который называется "именинником", чтобы охота зимой была удачной. Добыв косого, говорили: "Коня положили да зайца уходили", "Цена зайцу – две деньги, а бежать – сто рублев". Плохой приметой считалась в этот день встреча на охоте с волком, а для хорошей охоты и рыбной ловли использовались специальные заговоры.
Ну и конечно, в этот день по поведению птиц предсказывали погоду. Считалось, что если синица пищит с утра – будет морозно. Если волнуется, кружится и клюет кору деревьев – к ненастью. Если прилетает к дому и садится на окне – к скорой зиме. Снег порошит – за морозом спешит.