Юозас Ермалавичюс – известный в Литве человек. 80-летний профессор-историк Ермалавичюс фактически человек-легенда. Известный историк в советские времена, с 1989 года – один из лидеров литовской компартии, с 1994-го долго находился в тюрьме. Уже давно живет в России, пишет книги, статьи, участвует в различных конференциях.
В свое время Ермалавичюса жестоко преследовали литовские спецслужбы, имеющие тесные связи с американскими спецслужбами. Группа боевиков из литовских спецслужб даже похитила Ермалавичюса и его коллегу Миколаса Бурокявичюса в Белоруссии.
Лидеров литовской компартии 15 января 1994 года в Минске арестовали и увезли в Литву. После долгого политического судебного процесса их и еще нескольких коллег – литовских коммунистов осудили якобы за попытку свержения власти в январе 1991 года. Ермалавичюс получил восемь лет тюремного заключения и сидел в литовской тюрьме до 15 января 2002 года. Весной того же года он уехал в Россию.
Ермалавичюс в начале 2020 года выпустил книгу "Будущее озаряется наукой". Прошли ее презентации в России. А в июле, в полуподпольных условия, и в Литве. Ведь свобода слова в Литве сейчас есть только в мечтах, проходят массовые политические репрессии – за выпуск книг, выражение открытого мнения об исторических событиях, публикацию статьей, распространение листовок, хранение литературы.
– В начале этого года вы выпустили книгу "Будущее озаряется наукой". Каковы ее основные идеи? В ней уделено внимание и Литве? Интересуетесь ситуацией в Литве?
– Литва когда-то была выбрана основным форпостом для разрушения СССР. Тут надо подчеркнуть – разрушали Советский Союз как агрессоры зарубежные, так и внутренние силы. Эти процессы имели глубокие корни еще с 1970–1975 годов. Конечно, с 1986–1988 годов уже проводилась широкая и серьезная подрывная работа. Уже с 1990-го начался решающий этап, и так называемый акт 11 марта 1990 года (объявление независимости), который принял недавно избранный Верховный совет Литвы, стал кинжалом в спину советского государства. В Литве начали разрушать памятники Ленину и местным советским лидерам. А ведь Ленин был ключевой фигурой в те давние времена, и независимое литовское государство в 1918–1920 годах создано только потому, что условия для его создания появились после революции 1917 года.
Сейчас, в наши времена, основные угрозы идут от американского империализма. Именно американский империализм связан с разрушением СССР, с кровавыми событиями на Украине в 2014-м, с жестокими войнами в Ираке, Сирии, Ливии и в других странах.
Тут можно посмотреть на страницы книги "Будущее озаряется наукой": "Агрессивность американского империализма способствует обострению всеобщего кризиса в США. Есть признаки, что в США может дойти до острой гражданской войны. Вот тогда хаос и разруха станут могилой для американского империализма. В таком случае и НАТО постигнет острый кризис. Надо заметить, что с 1990 года одно из главных направлений блока НАТО – неоколонизация социалистических стран Европы. НАТО стала ускоренно поглощать Польшу, Венгрию, Румынию, Литву и другие страны Восточной Европы, чтобы приблизиться к России. Основная цель глобальной агрессии НАТО – осуществление расчленения и неоколонизации территории России, на которой сосредоточено около 35 процентов всего мирового сырья и которая поэтому оказалась богатейшей страной".
Литва сейчас опять используется как форпост для агрессии против России. Если смотреть на самые актуальные процессы, то сейчас самый важный вопрос – сохранение Литвы. Ведь через 30 лет из страны уехало около полутора миллиона человек. Уехали не просто так – это реакция на массовое обнищание, на ущемление прав человека. Вторая проблема – милитаризм, разжигание военной истерии. Это отрицательное влияет на литовскую экономику и социальный сектор. Ведь на военные нужды идет очень большая часть бюджета страны. Люди получают маленькие пенсии и социальные пособия, закрываются библиотеки и дома культуры в провинции Литвы. Когда много пенсионеров получают только 130-230 евро в месяц, то прожить на такие суммы очень сложно.
Сейчас цены на продукты питания и одежду явно превышают цены в Польше, Белоруссии, России. С другой стороны, ведь не только Литва, но и такие постсоветские страны, как Латвия, Эстония, Грузия, Украина, за последние 30 лет потеряли большую часть населения. Массовая эмиграция на Запад – трагический процесс. И надо признать, что это процесс, связанный с разрушением СССР. Что же касается свободы слова, то тут можно открыто сказать: в Литве осталась только имитация свободы слова, ведь преследование Альгирдаса Палецкиса, Повиласа Масилениса, Юрия Меля, Вячеслава Титова, Виктора Орлова и многих других людей, которые только выражали свое мнение, – и вот их таскают по судам, проводят против них направленные клеветнические кампании. Все это явные признаки грубого ущемления свободы слова.
Насчет позитивных акцентов могу сказать, что все-таки люди борются за права человека, выражают гражданскую позицию – за мир и дружбу народов. Знаю, что все больше людей высказываются за нейтральную Литву, хотят мирных отношений с соседними странами. Это хорошо, хочу еще раз подчеркнуть - я за сохранение Литвы!
– В современной Литве одна из острых тем – тема исторической памяти. События 1990–1991 годов были драматическими. Провокации, кровавые события в Вильнюсе… Вы тогда были одним из лидеров Коммунистической партии Литвы (КПЛ) и все это видели как на ладони. Что можете сказать об этих событиях сейчас, когда в Литве продолжается судебный процесс, "дело 13 января"?
– С 11 марта 1990 года к власти в Литве прорвались те политические силы, которые опираются на идеи русофобии и антисоветизма. Они создали свою концепцию истории. В этой концепции и прославление нацистских преступников, и миф о событиях 13 января 1991-го. Надо сказать, что искренне жаль жертв событий 13 января – тех людей, большинство из которых убили боевики, направленные провокаторами высокого ранга из рядов новой литовской власти. Они тогда стреляли с крыш жилых домов и из окон.
Но сочинители мифов говорят об обратном: якобы людей убили советские военные. Такие утверждения не опираются на факты – ведь установлено, что люди расстреляны не из оружия, которое имели военные, а из старых карабинов и охотничьих винтовок. Видим, что историческая правда этим сочинителям мифов и сказок как кость в горле. Один яркий пример: несколько лет назад, в начале марта 2017-го, в Литве была выпущена книга Галины Сапожниковой "Цена предательства". В книге описаны исторические события: какие процессы в Литве проходили в 1990–1991 годах и чуть позже. Собраны интервью со свидетелями этих событий, я тоже высказал мнение о тех временах, когда разрушали СССР.
Вскоре на пороге издательства "Политика" и на пороге квартиры директора издательства Масилениса показались группы работников спецслужб. Проведены обыски, почти весь тираж книги изъят и увезен. В отношении Масилениса заведено уголовное дело якобы за разжигание ненависти. Проходил и судебный процесс, Масиленис был осужден, наложен крупный штраф.
Если подробнее об этих исторических событиях, то, конечно, могу сказать, что Ельцин, Яковлев и еще большая группа их дружков были "могильщиками СССР". Раскол произошел во многих структурах власти, в том числе в КГБ. В рядах чекистов были и предатели, и достойные люди, которые защищали советскую власть. В то сложное время, с декабря 1990-го по август 1991 года – в Литве находилась нелегальная группа КГБ, смелые чекисты делали все, чтобы сохранить советскую власть. В то же время в Литве находилась и группа ЦРУ под руководством Андрюса Ейвы (американца литовского происхождение).
В то время костяк руководства ЦК Компартии Литвы составляли ученые-профессора Миколас Бурокявичюс, Валентина Лазутка, Иван Кучеров, Константин Сурблис и я. Мы все пришли в ЦК только в 1989 году. Только Юозас Куолелис был очень опытным партийцем, долгие годы работавшим в ЦК. Мы общались с представителями КПЛ в регионах, делали все возможное для сохранения стабильности в Литве.
Конечно, в рядах КПЛ тоже были предатели – как Римвидас Тварионас и другие похожие личности, которые начали близко сотрудничать с врагами. Но в целом КПЛ вела достойную борьбу, и только в августе 1991-го, после событий в Москве, мы были вынуждены покинуть страну. Правда, уехали не все: Кучеров и Куолелис остались, их арестовали. В тюрьме профессор Иван Кучеров заболел раком, тогда его выпустили и позволили уехать в Белоруссию, там он умер. Мы с Бурокявичюсом жили в Белоруссии, но были захвачены литовскими боевиками и вывезены в Литву. Куолелиса судили вместе с нами, он тоже долго сидел в тюрьме. Затем он активно работал. Юозас Куолелис умер осенью 2017 года, надо сказать, что это был хороший организатор, твердый и принципиальный человек.
– Сейчас опять остро поднимаются вопросы исторического прошлого, а именно событий в Литве в периоде 1940–1954 годов: создание советской власти, немецко-фашистская оккупация, сложный послевоенный период (фактически гражданская война). Интересно узнать о тех обстоятельствах, когда вы участвовали в важных процессах: в 1985–1987 годах в своих статьях открыто описали все данные, что в 1944–1954 годах в гражданской войне с обеих сторон погибло около 50 тысяч человек. Как это проходило и какой резонанс вызвала историческая правда? Еще важный момент: как вы считаете, почему сейчас обостряется ситуация: активно прославляются нацистские преступники, активно преследуются антифашисты, которые говорят и пишут об этих нацистских преступниках?
– Сразу после того, как было принято решение рассекретить архивы, мне позвонили, сказали, что уже время внести все исторические данные по теме послевоенного периоде. Я собрал все данные из статей в журнале "Событие и время" и других изданиях с весны 1987 года, представил эти данные на конференциях и семинарах. Реакция была разной: некоторые говорили, что наконец-то открыта вся правда о сложном периоде 1944–1954 годов, когда "лесные братья" жестоко убивали мирный жителей. Естественно, что структуры советской власти проводили рейды против отрядов этих карателей, и многие "лесные братья" были убиты или арестованы. Были и другие мнения, что, мол, уже неважно раскрытие всех данных.
Но сейчас в Литве действительно ведется настоящая " охота на ведьм" против тех, которые говорят правду о "лесных братьях". Осудили Титова, завели уголовные дела против многих антифашистов, проводят обыски, клеветнические кампании.
Очень много актов вандализма: снесение памятников антифашистам, советским войнам – как это было в 2018-м в районе Алитуса или в 2013-м в центре Вильнюса (здесь снесли памятник писателю, офицеру 16-й Литовской дивизии Людасу Гире). Это, конечно, циничный варварский процесс. Как и новые акты вандализма. Вот совсем недавно, 7 октября, в Каунасе разрушен памятник жертвам Холокоста. В начале лета, в июне, тоже в разных местах Литвы были осквернены места, связанные с жертвами нацистских преступлений.
А памятники нацистским преступникам охраняются. "Светлую память" знаменитого гитлеровского палача Йонаса Норейки охраняют даже члены Сейма, известные военные. Когда летом прошлого года в Вильнюсе законно сняли памятную доску Норейке, тогда все эти неонацисты рвались в атаку и уже в сентябре восстановили доску палачу.
Вообще тема исторической памяти очень важна, думаю, она заслуживает отдельного внимания. Замечу, что в Литве все-таки есть группы антифашистов, разные представители прогрессивной интеллигенции, которые занимаются этой темой. Это хорошо, ведь правление темных репрессивных сил в Литве не вечно.
– Как смотрите в будущее, какие перспективы у Литвы? Может ли она стать мирной и экономически развитой страной? Воцарится ли мир в этом регионе?
– Я рад, что в Литве не забыты социалистические и коммунистические идеи, что левые силы проводит разные акции, конференции. Конечно, ситуация сложная, знаю, что левые активисты, антифашисты Литвы сталкиваются с жесткими преследованиями. Спецслужбы всякими способами активно давят на них: кроме заведения уголовных дел, обысков, задержаний, проводятся и другие меры: закрытие банковских счетов, давление на родственников антифашистов и так далее. Тут надо остановиться и посмотреть на корни этих процессов: почему сложилось такая сложная ситуация?
Еще в 1986–1989 годах в Литве были созданы антисоветские движения, и их активисты сейчас занимают высокие позиции в структурах власти Литвы, в спецслужбах. Эти антисоветские движения действовали под руководством антикоммунистических центров США и представляли собой пятую колонну империализма внутри СССР. В исторической действительности разрушением Советского Союза был подорван баланс сил на международной арене, началось разжигание ярой русофобии.
В Литве пока держится русофобский режим. Но он не сможет держаться долго. И тогда на смену ему сможет прийти иная власть – народная. Тут важен анализ событий: вот страны, где утвердилась социалистическая система или у власти находятся лидеры левого прогрессивного направление, – Китай за последние 30 лет сделал огромный скачок от большой развивающейся страны до настоящего лидера мировой экономики.
Рядом с Китаем находятся Вьетнам и Лаос – тоже социалистические страны, которые за последние 30 лет достигли огромных результатов. Уругвай, Боливия, Никарагуа, Куба и еще целый ряд стран, в которых доминируют левые правительства, добились хороших экономических результатов, прогресса в социальной сфере, в сфере просвещения. А если бы в этих странах победила другая сторона – кланы финансовой олигархии и западные транснациональные корпорации? Вряд ли бы кто решился спорить, что в таком случае это были бы нищие страны, типичные колонии.
Перспективы левых прогрессивных сил оцениваю позитивно: даже в тех странах, где нет социалистической системы управления, – во Франции, Греции, Италии, Чехии, Словакии и в некоторых других странах Европы, в разных странах Азии и Латинской Америки – левые силы имеют очень крепкие позиции. Не сомневаюсь, что и в Литве придет время, когда победят левые прогрессивные силы. Конечно, это изменит ситуацию в лучшую сторону, даст возможности для восстановления экономической стабильности, прекратит разжигание дикой русофобии, приведет к восстановлению хороших отношений с соседними странами. То есть это будет переход от нереальной провокационной системы литовской "антиполитики" к системе нормального управления страной и становления мирной жизни в стране.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.