Министр сообщения Талис Линкайтс дал старт строительству в Латвии железнодорожной магистрали Rail Baltica – проекта, который входил в число приоритетов ЕС в 2007 году.
Как пишет Sputnik Латвия, Рига включилась в этот проект, когда риски потерять европейское финансирование стали слишком высоки. Латвийская железная дорога в этом году потеряла значительную часть российских грузов, под угрозой находится также и белорусский транзит.
В интервью Sputnik Литва экономист и политический аналитик Александр Носович рассказал, что в странах Балтии никогда не было достаточного грузопотока и пассажиропотока для создания такого железнодорожного проекта.
"Rail Baltica не имеет никакого отношения к грузопотоку со всеми экономическими дивидендами, получаемыми от транзита, потому что грузовые направления Прибалтики идут с востока на запад и с запада на восток. Rail Baltica строят с севера на юг – из Скандинавии в Центральную Европу через Прибалтику, грузопотока, достаточного для существования транзитной отрасли Литвы, Латвии и Эстонии, не было никогда в истории. И нет пассажиропотока. Если людям надо поехать из Эстонии в Латвию или из Латвии в Литву, то они едут на автобусе или машине – так быстрее и дешевле", – пояснил экономист.
По словам Носовича, строительство Rail Baltica не имеет никакого отношения к экономическим выгодам Балтийского региона, власти преследуют только политический интерес.
"И поэтому когда Rail Baltica достроят, ни людей, ни грузов по ней ездить не будет, и в этом смысле проект вообще не экономический. Это проект чисто политический, который преследует две основные цели – выбить деньги из Евросоюза, которые помогут поддержать на плаву существование транзитной отрасли балтийских стран в условиях, когда от них ушел российский грузопоток и в перспективе следующих лет уйдет белорусский и на смену не придет никакой другой, потому что все основные направления связаны с востоком и транзит хоть из Казахстана, хоть из Китая будет идти через территорию России и Белоруссии. Финансирование ЕС – это единственная возможность как-то поддержать существование транспортно-логистической инфраструктуры. Вторая причина состоит в создании инфраструктуры для ускоренных перевозок больших групп войск НАТО в случае военного конфликта между НАТО и Россией в Балтийском регионе. В этом смысле строительство Rail Baltica имеет смысл, но опять к экономике это не имеет никакого отношения. Как экономический проект, как железная дорога этот проект не будет работать никогда", – заявил политический аналитик.