Президент Белоруссии Александр Лукашенко обсудил с председателем Государственного таможенного комитета Юрием Сенько ситуацию с транзитом на границах со странами Евросоюза и Украиной. Он отметил, что 40 процентов фур, которые доставляют грузы в страну, приходят из Литвы и Латвии.
Глава государства отметил, что если Минск "возьмется" за этот поток, то логистические пункты Литвы недополучат где-то четверть.
Экономист и политический аналитик Александр Носович в интервью Sputnik Литва отметил, что для транспортно-логистической отрасли Вильнюса белорусский транзит имеет критическое значение, как в свое время для Латвии и Эстонии имел значение российский транзит.
"Последние несколько лет благоприятные показатели демонстрировала только литовская транспортная отрасль – "Литовские железные дороги" и Клайпедский порт, потому что белорусские грузы никуда не уходили. Теперь, судя по всему, ситуация поменяется. Она уже начала меняться, уже есть перебои с транзитом литовских грузов через Белоруссию большегрузами. В таком случае последствия для Литвы от ухода белорусского транзита будут такими же, как у Латвии и Эстонии от ухода российского. Это системные крупномасштабные потери для "Литовских железных дорог" и Клайпедского порта", – объяснил эксперт.
Носович считает, что потери для Клайпедского порта и самой Клайпеды могут быть масштабными, однако литовских политиков не отрезвляет даже возможность потери градообразующего предприятия.
"Для литовского политического класса и вообще Прибалтики те геополитические услуги, которые они оказывают западным союзникам, блоку НАТО и США в первую очередь, важнее национальных интересов своих стран и важнее благосостояния собственного населения. <…> Прибалтийские политики скорее доведут свое население до массового голода, чем пересмотрят свою внешнюю политику по отношению как к Белоруссии, так и к России", – отметил он.