7 октября (24 сентября по старому стилю) православной церковью совершается празднество в честь святой равноапостольной Феклы Иконийской.
Единственным источником сведений о жизни Феклы является апокрифические ''Деяния Павла и Феклы'', написанные во II веке. Согласно писанию, святая родилась в 30-е годы I века в малоазиатском городе Иконии (современный турецкий город Конья) и была родом из богатой и знатной семьи.
Детство Феклы прошло в достатке и любви, родители дали ей хорошее образование. Когда девушка достигла совершеннолетия, ее обручили с юношей по имени Фамирид. Но в это время ее родной город посетил апостол Павел, который нес людям учение об Иисусе Христе и истинном Боге. Услышав проповедь апостола Павла, Фекла решила стать христианкой и не выходить замуж.
Фамирид не мог принять такого решения невесты и обратился к правителю города с жалобой. В результате апостола Павла бросили в темницу. Фекла тайно ночью сбежала из дома и пробралась в темницу. Три дня провела она у ног проповедника, пока ее не нашли.
Суд города определил приговор Павлу в виде изгнания из населенного пункта, а девушке грозило сожжение на костре. Когда начали казнь, при ясном небе пошел дождь, который тушил пламя. Видя такие чудеса, правители города решили также приговорить святую Феклу к изгнанию из города, тогда она решила последовать за Павлом.
По благословению апостолов дева поселилась в Селевкии, где обратила в христианство многих язычников, совершая чудеса и исцеления. Молва о святой быстро разошлась по окрестностям и вызвала зависть местных врачей и знахарей. Решив отомстить ей, они подкупили развратных юношей, чтобы они осквернили ее девство.
Но Господь и в этот раз не оставил праведную Феклу. Святая дева на сей раз спаслась бегством от бесстыдных людей. Когда они уже настигали ее, Фекла воззвала к Богу и тотчас гора, бывшая перед ней, расступилась, приняв святую и сделавшись гробом для нее. Так, в возрасте 90 лет, закончила свою жизнь святая Фекла, приравненная церковью к апостолам.
На Руси на Феклу повсеместно начинались хлебные замолотки. И помещениях, где сушили снопы, с раннего утра до поздней ночи разводили огонь. На ночном фоне яркие всполохи костров и вереница огней (в протапливаемых гумнах и овинах) на окраинах сел и деревень напоминали зарево. От этих огней день святой Феклы и получил название Заревницы.
Но прежде чем возжечь новый огонь, нужно было затушить все ранее горящие в доме источники пламени. Живой огонь добывали путем трения и доверяли это дело исключительно мужчинам, у которых уже были семьи. По традиции добытое пламя разносили по дворам, им разжигали печи, окуривали скот для предотвращения мора, могли вносить в храм для зажигания свеч перед проведением молебна об избавлении от бедствия.
Также русские люди верили, что на Феклу все, что завяжешь, уже не развязать. Поэтому в этот день часто играли свадьбы. Считалось, что такой брак будет долгим и счастливым, а разлучить жену с мужем не удастся никому.