4 октября (21 сентября по старому стилю) православные верующие почитают память апостола от семидесяти святого Кодрата Афинского.
Кодрат родился во второй половине I века в Греции. Святой был учеником первых двенадцать апостолов и ими же был рукоположен в сан епископа Афинского. Проповедуя слово Божие в Афинах и Магнезии среди эллинов, Кодрату удалось обратить многих из них в христианство.
В 126 году он написал апологию в защиту христианства и представил ее императору Адриану. Сочинение так подействовала на гонителя христиан, что он издал указ, предписывающий не осуждать никого без улик.
Однако проповедь святого вызвала ненависть закоренелых язычников. Однажды разъяренная толпа напала на апостола и хотела побить его камнями. Кодрат остался жив, тогда его бросили в темницу, где он скончался около 130 года. Тело его было погребено в Магнезии.
Вместе с Кодратом в этот день вспоминали и святого Ипата. Прославился он тем, что стал на защиту уничтожаемых икон. Он даже отстоял перед императором Львом Исаврянином православное иконопочитание. Разгневанный правитель приказал предать святого разным жестоким пыткам и мукам, после чего предать смерти.
На Руси на Кондрата (Кодрата) и Ипата нельзя было лениться. В народе говорили, что тот, кто день проведет в работе, будет вознагражден если и не богатством, то хотя бы благополучием. Этот день считался благоприятным для удобрения земли.
А в полночь наступали замолотки зерна, то есть день начала молотьбы. Для этого с вечера разводили огонь в ямах земельного пола первого этажа в овинах (строение, где сушились снопы перед молотьбой) и раскладывали снопы на решетках на высоте второго этажа. Жар от костра высушивал шелуху, и зерна легче отделялись.