Руль держать красиво, подарков не брать: как работали водители Олимпиады-80

© Фото: пресс-служба "Мострансавто"Водитель Юганов Николай Николаевич
Водитель Юганов Николай Николаевич - Sputnik Литва
Подписаться
Сегодня наши герои – водители олимпийских автобусов Александр Марочкин, Николай Шкаликов и Николай Юганов, которые в то время работали в Мострансавто. Как им удавалось общаться с иностранцами без знания английского и о чем предупреждали водителей сотрудники КГБ?

Руль надо правильно держать

Для Олимпиады 1980 года задействовали больше пяти тысяч автобусов, но только 550 из них обслуживали непосредственно спортсменов и болельщиков. К работе на основных олимпийских маршрутах привлекли 1300 лучших водителей Москвы и Подмосковья, причем отбор проходил жестко. По словам Александра Марочкина, перевозившего иностранные делегации, у оргкомитета Олимпиады было много требований к водителям.

"И чтобы стаж работы не менее десяти лет, и статус шофера первого класса, – рассказывает он. – Если соответствовал, отправляли на медкомиссию, затем на проверку в ГАИ".
© Фото: пресс-служба "Мострансавто"Водитель Марочкин Александр Викторович (справа)
Руль держать красиво, подарков не брать: как работали водители Олимпиады-80 - Sputnik Литва
Водитель Марочкин Александр Викторович (справа)

Отбор кандидатов завершился только за четыре месяца до начала Олимпиады – и водителей сразу же отправили на курсы по этикету вождения. Как вспоминает Александр Марочкин, больше всего ему запомнился урок, как правильно держать руль. "Мы ведь рулили, как хотели, – говорит он. – А тут нам рассказывают, что руки на руль надо класть правильно, чтобы было красиво".

Примерно в то же время водители получили автобусы – новые, прямо с завода, поэтому их необходимо было сначала подготовить, как говорится, обкатать. Например, водителю Николаю Юганову сначала поручили возить на этих автобусах детей в пионерлагерь. А еще все шоферы, приехавшие на Олимпиаду из подмосковных городов, должны были ездить по столице СССР, изучать маршруты.

© Фото: пресс-служба "Мострансавто"Водитель Марочкин Александр Викторович (слева)
Руль держать красиво, подарков не брать: как работали водители Олимпиады-80 - Sputnik Литва
Водитель Марочкин Александр Викторович (слева)

Оделись как летчики

Не менее пристальное внимание организаторы Олимпиады уделяли внешнему виду водителей. Встречавший болельщиков в аэропорту Николай Шкаликов вспоминает, что каждому водителю выдали форму. Состояла она из двух костюмов. Один был легкий, из джинсового материала серого цвета, а другой – более плотный, темно-синий, как у летчиков. Строгие галстуки в тон и голубые рубашки только усиливали это сходство, поэтому туристы иногда принимали водителей олимпийских автобусов за пилотов.

На время соревнований водителей расселяли в гостиницах или общежитиях, специально отремонтированных к Играм. "Нам, например, досталось общежитие на улице Дмитрия Ульянова, – рассказывает Александр Марочкин. – Жили мы по три человека в комнате, и у нас график работы был через день. Сменщики уйдут, а я порядком занимаюсь, рубашки эти, как у летчиков, им стираю-глажу. Потом – наоборот. Дружно жили".

© Sputnik / Владимир Богатырев / Перейти в фотобанкМикроавтобусы Рижского автозавода, предназначенные для "Олимпиады-80"
Руль держать красиво, подарков не брать: как работали водители Олимпиады-80 - Sputnik Литва
Микроавтобусы Рижского автозавода, предназначенные для "Олимпиады-80"

Жвачку брать нельзя!

Типичный рабочий день водителя Олимпиады-80 выглядел следующим образом. Большинство автобусов стояли на территории МГУ, в яблоневом саду. Специально для соревнований там сделали временное КПП и стоянку. Как вспоминает Александр Марочкин, водители работали на легендарных автобусах ЛАЗ.

"Были мягкие ЛАЗы, на них возили по музеям-концертам, – объясняет он. – А были еще и жесткие, как их называли, или ЛАЗ-695. Вот мы работали на них, возили иностранцев на спортивные мероприятия".

Основными маршрутами для водителей были стадион "Лужники", спорткомплексы "Олимпийский" и "Крылатское", дворцы спорта "Сокольники", "Измайлово" и "Динамо", а также конно-спортивный центр "Битца". Каждый вечер по возвращению на стоянку автобусы проверяли сотрудники КГБ, но ничего страшного в этой процедуре не было, говорит Николай Шкаликов: "Максимум – могли вопросы задать, мол, ну как, чего? Салон осмотрят, багажник откроют, и все".

Впрочем, суровые ограничения все же были. Еще на инструктаже КГБ водителям сказали: жвачку и сигары брать ни в коем случае нельзя. Можно было разве что меняться значками, вспоминает Николай Юганов. "Но не скажешь же туристам, если предлагают: мне нельзя! – рассказывает он. – Старались найти выход из положения. Предложат тебе покурить, а ты: "Нет-нет, я просто не курю, спасибо".

Русские медведи, удивленные французы и индийский плащ

Но строже всего в КГБ относились к личным вещам туристов, забытым в автобусах. "Если мы что-то обнаруживали в салоне автобуса, вечером нужно было сдать вещь проверяющим, – рассказывает Николай Юганов. – А дальше они сами возвращали".

© Фото: пресс-служба "Мострансавто"Удостоверение водителя Николая Юганова
Руль держать красиво, подарков не брать: как работали водители Олимпиады-80 - Sputnik Литва
Удостоверение водителя Николая Юганова

Советские власти не просто так уделяли повышенное внимание поведению шоферов. Западные СМИ, отговаривая читателей ехать на Олимпиаду в Москву, писали об отсутствии сервиса в СССР на всех уровнях. Чтобы опровергнуть эти утверждения, организаторы Олимпиады действовали по принципу "лишь бы гости были довольны", считает Александр Марочкин и приводит в пример случай, как однажды гостья из Индии потеряла плащ.

"Она даже не в автобусе его забыла, а где-то во время прогулки оставила, – говорит водитель. – Но все равно, чтобы она не расстраивалась, ей сказали: "Ничего, сейчас поедем в магазин, новый плащ купим". Так и взяли ей плащ за счет государства".

Александр Марочкин вспоминает, как его коллега однажды вез пару пожилых французов. Супруги очень хотели пить и купили лимонад, но вот незадача – открыть бутылку никак не получалось. "Друг мой увидел эту ситуацию в зеркальце, взял бутылку – щелк! – и сразу открыл. А все так совпало, что именно в этот день отмечали праздник Военно-морского флота, и у француза глаза округлились: "Да вы тут все русские медведи!" Мы долго над этим смеялись".

© Sputnik / ДолматовскийРисунки-проекты автомобилей для Олимпиады-80. В центре - электрокар, предназначенный для сопровождения легкоатлетических марафонов
Руль держать красиво, подарков не брать: как работали водители Олимпиады-80 - Sputnik Литва
Рисунки-проекты автомобилей для Олимпиады-80. В центре - электрокар, предназначенный для сопровождения легкоатлетических марафонов

Проблем с языком не было

Иногда с водителями работали гиды, но порой приходилось возить иностранцев и без них. При этом проблем в общении с туристами не возникало. Во-первых, выручал трафарет с обозначением вида спорта на лобовом стекле автобуса – так гости Олимпиады понимали, на какие соревнования они могут поехать с этим водителем. Во-вторых, каждый водитель получал подробный заказ в письменном виде, где было указано, на какой стадион ехать и у какого сектора или выхода ждать болельщиков.

Легче всего было разговаривать с немцами, вспоминает Николай Юганов. "Ну а чего непонятного? – рассуждает он. – Скажут: "Фарен" – значит, надо ехать. Привезу, куда надо, они уходят, потом возвращаются и говорят: "Бай-бай!" Значит, надо везти спать. Люди всегда смогут договориться. Так что скандалов и непониманий не было, все хорошо прошло".

© Фото: пресс-служба "Мострансавто"Водитель Юганов Николай Николаевич за рулем
Руль держать красиво, подарков не брать: как работали водители Олимпиады-80 - Sputnik Литва
Водитель Юганов Николай Николаевич за рулем

Мы работать приехали

Находясь в самом центре событий, олимпийские водители, однако, не увидели практически ни одного состязания. Организаторы Игр сразу предупредили их: Олимпиаду они будут смотреть в основном по телевизору. Шоферам разрешили посетить лишь одно соревнование – на выбор.

"Нужно было заранее заполнить заявку, мы с другом так пошли на велоспорт, нам было интересно, – говорит Александр Марочкин. – Но мы не обижались. Понимали же: мы сюда работать приехали".

Впрочем, многим водителям, припарковавшимся у стадионов, удалось посмотреть самую знаменитую часть закрытия Игр – полет Олимпийского Мишки. Но, по словам Александра Марочкина, соревнований им хватило и без этого, ведь после Олимпиады оргкомитет провел своеобразное первенство среди водителей. "У нас свои итоги подвели, – говорит он. – По количеству рейсов и отработанных часов. В результате водители из Коломны тогда заняли первое место, а мы, Орехово-Зуево, – третье".

Лента новостей
0