14 мая (1 мая по старому стилю) православная церковь отмечает память одного из самых выдающихся пророков Ветхого Завета Иеремии, книга которого является самой большой по количеству стихов из всех пророческих книг.
Иеремия родился примерно в середине VII века до Рождества Христова. В это время Ассирия начала терять могущество, а власть Вавилона усиливалась. В 605 году вавилонские войска разбили египтян, и Иудея стала данником Вавилона. Цари Иудеи пытались найти поддержку у Египта.
За это в 602 году до нашей эры вавилонский царь Навуходоносор II предпринял несколько карательных походов против Иудеи и Иерусалима и в 587 году до нашей эры окончательно захватил Иудею и увел в плен большую часть жителей страны. Это событие начало целую эпоху для иудейского народа, известную как "вавилонский плен".
Иеремия, один из четырех великих ветхозаветных пророков, был сыном священника Хелкии из города Анафофа близ Иерусалима. И он бы последовал по стопам отца, однако ему было видение, в котором Бог призвал его отказаться от женитьбы и стать пророком.
С этого времени начал пророчествовать Иеремия, обличая иудеев за отступление от Истинного Бога и поклонение идолам, предрекая им бедствия и опустошительную войну. Однако жители отвечали ему насмешками, ругательствами и даже пытались его убить.
Изображая предстоящее иудеям рабство, Иеремия надел на шею сначала деревянное, а потом железное ярмо. Гневаясь на грозные предсказания пророка, иудейские старейшины бросили пророка в темничный ров, где он едва не умер, однако был спасен, но вскоре снова попал в темницу за честные предсказания. При царе Седекии печальное пророчество сбылось: Иерусалим пал и Навуходоносор увел в плен почти весь народ Израиля.
Начальником оставшихся в разрушенном Иерусалиме стал Годолия. Он выпустил Иеремию из темницы и позволил ему выбирать одно из двух: или уйти с большинством жителей в Вавилон, или остаться на родине. Иеремия выбрал последнее, чтобы оплакивать бедствия отечества.
Но среди оставшихся иудеев вскоре началась междоусобица. Наместник Навуходоносора Годолия был убит, и иудеи, боясь гнева вавилонского, решили бежать в Египет. Пророк Иеремия уговаривал их не делать этого, но они насильно увели его в Египет. Начиная с этого времени след Иеремии теряется. По традиции полагают, что он умер в Египте около 580 года.
На Руси этот день называли "Еремей-запрягальник", "Еремей-яремник", "запашник", "засеватель", "яремник", "посевы", "пролетье".
Этот день – третья и последняя встреча весны, пролетье. Про него говорили: самая ленивая соха – и та в поле. Святой Иеремия, покровитель этого дня, получил в народе название Запрягальника, или Запашника. Обычно именно в это время начинались важнейшие, самые тяжелые и изнурительные как для крестьян, так и для скота работы. Принимаясь за них, православные всегда просили Божьей помощи. Считали, что в этот день Иеремия запрягает на небе свою колесницу, засевает хлеб и особенно помогает земледельцам, обращающимся к нему с молитвой о помощи.
Верили, что святой, когда люди и скот изнемогают от трудов, невидимо впрягает животных и завершает работы в поле. Поводом к этому народному представлению о великом пророке могло послужить отчасти созвучие имени Иеремии с названием ярма, а отчасти то, что сам святой носил ярмо.
Считалось, что если этот день будет погожим, то все время для хлебной уборки будет хорошее. А вот если погода плохая – зима будет очень суровой.
Были и другие погодные приметы. Если рассвет в этот день ясный, то это предвещало хорошее лето. Если с вечера выпала роса, то следующий день будет ясным.