3 апреля (21 марта) православная церковь отмечает память патриарха Константинопольского святителя Фомы I, который был предстоятелем в 607-610 годы.
До сана на константинопольской кафедре Фома был диаконом. При патриархе Иоанне IV Постнике (582—595) он стал ризничим в Великой Константинопольской церкви. После смерти патриарха Кириака (595—606) Фома в октябре 607 года был возведен на Константинопольский патриарший престол.
Как гласит церковное предание, во время патриаршества Фомы произошло знамение. Однажды, когда патриарх шел с крестным ходом по Малой Азии, внезапно большие кресты стали колебаться сами собой, без видимых причин, и разбиваться.
Преподобный Феодор Сикеот истолковал это как предзнаменование больших бед и разорения, и тогда Фома попросил Феодора помолиться о том, чтобы патриарх не дожил до этих страшных событий. Феодор исполнил просьбу святителя. В 610 году Фома скончался.
Вскоре Византийская империя вступила в войну с Персией, войска Хосрова II захватили Иерусалим и забрали оттуда Древо Животворящего Креста Господня. Именно это событие, как считается, последовало за знамением во время крестного хода.
На Руси этот день называли "Фома", "Фомин день".
На Фому окончательно заканчивались зимние забавы, сани убирали до следующей зимы, а также меняли обувь и постепенно переходили с валенок на лапти.
В старину верили, что в это время зловредные лихорадки-лихоманки пользуются любой возможностью проникнуть в дом и учинить болезнь и разор. Лечить болезни пробовали золой. Надо было взять из печи горячие угли и золу, положить их в платок или полотняную тряпицу и приложить к больному месту. Древние верили, что лихоманка испугается жара и "убежит" из дома.
Были и погодные приметы. Если в этот день слышен был гром, то лето обещало быть очень урожайным. А если в лесу было много березового сока, это предвещало дождливое лето.