30-летие независимости Литвы: "независимые" политики и голодные жители

© Sputnik / Владислав АдамовскийПразднование Дня восстановления независимости Литвы, 11 марта 2020 года
Празднование Дня восстановления независимости Литвы, 11 марта 2020 года  - Sputnik Литва
Подписаться
Литва отметила тридцатую годовщину независимости от Советского Союза. Чего достигла страна за это время и что еще предстоит сделать?

Тема очень обширная, с множеством важных вопросов. Трудно обо всем написать в одной статье. Давайте попытаемся охватить ключевые моменты, связанные с внутренней и внешней политикой, экономикой и социальными реалиями Литвы.

Борьба без конца?

Можно начать с анализа развития литовской партийной системы. После восстановления независимости эта система начала двигаться в направлении двухпартийности. Тогда казалось, что конкуренция между консерваторами и социал-демократами будет длиться долго. Однако этого не произошло.

Президент Литвы Гитанас Науседа и глава МИД Линас Линкявичюс на встрече Бухарестской девятки, 10 марта 2020 - Sputnik Литва
А Польша против: как Литва решила командовать парадом, и что из этого вышло

В итоге получилось так, что консерваторы ("Союз Отечества – Христианские демократы Литвы", СО-ХДЛ) без остановки борются с различными "выскочками", которые вечно становятся на его пути к власти: сначала с социал-демократами, затем с Роландом Паксасом и Виктором Успасских, потом с либералами и, наконец, с "крестьянами". Хуже всего, что эта борьба становится системной конфронтацией, игрой с нулевой суммой, в которой доминируют конъюнктурные политические, а не долговременные государственные интересы, которые часто остаются на последнем месте.

Вообще говоря, можно пошутить: соперники приходят и уходят, а консерваторы остаются – и в этом контексте очень интересно, чем закончатся предстоящие выборы в Сейм, поскольку Рамунас Карбаускис и Саулюс Сквернялис решили упереться.

Необходимо сказать и несколько слов об институте президента Литвы. На самом деле он все еще ищет свое место в полупрезидентской системе, и каждый раз многое зависит от личности, которая может как расширить влияние главы государства своим авторитетом (например, Валдас Адамкус), так и ослабить его из-за недостатка этого авторитета (пока что Гитанас Науседа).

В то же время партии, особенно консерваторы, пытаются использовать (контролировать) президента в своей борьбе за власть, что дополнительно вносит дисбаланс систему. Электорат же должен, наконец, понять, что в Литве полномочия главы государства не позволяют президенту влиять на политические и экономические процессы в стране так же, как в США или России, и основная сфера его ответственности – внешняя политика.

Кстати, и в ней не все хорошо.

А если бы не было России?

После выхода из Советского Союза Литва быстро поставила перед собой цель вступить в ЕС и НАТО – так сказать, стать членом большой евроатлантической семьи. Надо признать, что с точки зрения цивилизации она всегда была инородным телом в восточном пространстве. Поэтому этот выбор был очень логичным, и упорным трудом Литва успешно добилась поставленной цели.

Однако вскоре встал вопрос о новом стратегическом ориентире. После недолгих колебаний им стало партнерство с Соединенными Штатами, а точнее – безусловное исполнение указаний Вашингтона. Зависимость страны в этом случае настолько велика, что аж стыдно, поскольку попытки преследовать национальные интересы даже не предпринимаются. Например, как только Китай стал врагом для Америки, он сразу же стал врагом и для Литвы, хотя сотрудничество с Пекином могло быть экономически выгодным для Вильнюса.

Второй опорой литовской идентичности во внешней политике, которая хорошо сочетается с первой, является ее антироссийская позиция. Все, что делает Москва (на Украине, в Сирии, где-либо еще), плохо просто потому, что это делает Москва. Кто сбил малазийский самолет над Украиной? Конечно, Россия. Кто отравил Скрипалей? Конечно, Россия.

Если кто-то в Литве осмеливается хотя бы попытаться поставить под сомнение такой курс – он агент Путина или "полезный идиот". Когда пройдет эта антироссийская истерия, граничащая с шизофренией, сказать сложно. Вероятно, не скоро, потому что это удобно с точки зрения политики и, как уже упоминалось, хорошо согласуется с позицией США.

Празднование Дня восстановления независимости Литвы, 11 марта 2020 года - Sputnik Литва
Литва подводит итоги 30-летия: жители уехали, манна евросоюзная закончилась

И все было бы хорошо, не появись Дональд Трамп, который принялся подрывать трансатлантическое единство. В этом контексте в Литве все еще надеются, что проблема как-то разрешится (что США по-прежнему будут защищать, а ЕС продолжит финансово поддерживать), но она только усугубляется, и в поведении страны чувствуется некоторое замешательство – с кем дружить в Америке, а может, и вовсе выбрать Европу?

Ситуация также осложняется неопределенностью относительно будущего проекта ЕС: Литва вроде бы против Соединенных Штатов Европы, но что делать в случае, если видение Макрона возьмет верх, понимания, как и серьезных дискуссий, нет.

Короче говоря, Вильнюс сталкивается с серьезными проблемами во внешней политике и пока не знает точно, как на них реагировать, пытаясь уцепиться за старые реалии. Однако есть ощущение, что в критический момент Литва сможет сориентироваться и примкнет к победителям.

Минус один

Знаменитая песня Марийонаса Микутавичюса называется "Три миллиона". Проблема в том, что этих трех миллионов в Литве уже нет.

Согласно последнему отчету Европейской комиссии, в нашей стране серьезной проблемой остаются бедность и социальная изоляция, а правительство не способно преобразовать экономический рост, который уже замедляется, во всеобщее благо. Конечно, Литва не какая-нибудь африканская страна, и нельзя сказать, что в ней все плохо. Но эмиграция показывает, что проблем хватает.

Почему не удается переломить ситуацию? Ответы просты. Низкое качество правящей элиты (недостаток профессионализма); вышеупомянутая бесконечная борьба за власть, которая вытесняет интересы людей на задний план; непрагматичная внешняя политика (нам не нужен дешевый российский газ и дешевая белорусская электроэнергия, потому что это "плохие" ресурсы).

Как говорят "патриоты", мы свободу за газ не продаем. Но есть и другое высказывание: свободные, но голодные. И поэтому, а также по причине неверия в способность властей что-то изменить и чувства отдаленности от них в стране наблюдается сильное отчуждение (не говоря уже о грустной статистике самоубийств) и эмиграционные настроения. Люди не чувствуют уважения и не видят перспектив. Поэтому уезжают и зачастую не хотят возвращаться.

Правда, перед каждыми выборами снова рождается священная надежда на то, что теперь обязательно придут спасатели, которые все исправят и создадут государство всеобщего благосостояния. Но они никак не приходят, и разочарование растет. И стоит Литва как тот недостроенный вильнюсский футбольный стадион – его и не сносят, и закончить не могут, хотя давно пора сносить и строить заново…

В заключение можно констатировать несколько вещей. Литва – не пропащее государство. Здесь можно жить, здесь много достойных людей, которые стремятся работать во благо станы. Однако внутриполитическая жизнь очень противоречива и неконструктивна, от чего страдают интересы государства, которые отодвигаются на второй план.

После вступления в ЕС и НАТО внешняя политика страны утратила стратегический ориентир и позиция "Мы за США и против России" уже не актуальна, потому что изменились реалии евроатлантического пространства. Но вместо новой стратегии и элементарного прагматизма – истерическая антироссийскость и трансатлантическая импровизация без четкого видения.

Результат – экономический рост, который не помогает справиться с бедностью, социальной изоляцией и эмиграцией. Другими словами, демократические и либеральные экономические институты есть, качественной демократии, социальной справедливости и процветания – нет (бедные продолжают беднеть, богатые – богатеть). Дух "Саюдиса" угас. Но давайте попробуем еще раз, потому что лучше не жить, чем ни во что не верить…

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Лента новостей
0