24 февраля (11 февраля по старому стилю) православная церковь отмечает память священномученика Власия, епископа Севастийского.
Власий жил на рубеже третьего и четвертого веков в Севастии – городе на территории современной Турции.
С ранних лет он был крайне благочестив и вел праведный образ жизни. Благодаря этим качествами местные жители избрали его в епископы.
Однако после этого начались гонения римских императоров Диоклетиана и Ликиния на христиан. Епископ Власий укреплял в вере свою паству, которая стала бояться гонений, посещал заключенных, поддерживал мучеников.
Когда гонения особенно усилились, многие христиане бежали из города. Сам Власий шел на гору Аргеос и поселился в пещере. По преданию, к нему приходили даже дикие звери и ждали, когда он благословит их. Больных животных Власий исцелял.
Однако вскоре убежище епископа стало известно местному правителю Агриколаю, и святого схватили и бросили в темницу. Очевидцы чудес, которые происходили во время заключения, пыток Власия и его кончины, помогли многим язычника уверовать во Христа.
На Руси этот день называли "Власий", "Власий – скотий бог", "Власий – сшиби рог с зимы", "Власья борода в масле", "Волос", "Власьев день", "коровий праздник", "власьевские морозы", "Спас колотый".
На день поминовения святого Власия приходился и день народного календаря у славян. Таким образом, христианские и языческие традиции смешивались. В старину за этим днем закрепилась прочная присказка "Власьев день – коровий праздник", и если в этот день хозяин не отдавал должного почтения и не оказывал должной заботы о домашнем скоте, то его ждали большие неприятности в хозяйстве. В этот день старались угостить скотину, кормили ее вдоволь.
Как правило, на этот день приходилось похолодание – власьевские морозы, которые считаются последними перед наступающей весной.
Про погоду и природу в этот день говорили: "Прольет Власий маслица на дороги – зиме пора убирать ноги, путь ей ведом – за Прохором (23 февраля) следом".