23 февраля (10 февраля по старому стилю) православная церковь отмечает память святого преподобного монаха Печерского монастыря, чудотворца Прохора Лебедника.
Святой жил в XII веке. Свое прозвание – Лебедник – он получил потому, что питался не обычным хлебом, а лебедой. Он собирал ее, сам перетирал в муку, делал из нее хлеб и питался им. В летнее время он делал запас на весь год. Также он не пил ничего кроме воды и держал себя в абсолютной строгости, никогда не позволяя себе никакой другой еды и питья.
Во время жизни святого на Руси начался голод. Прохор начал делать еще больше хлеба из лебеды и раздавать его неимущим и умирающим от голода. Люди последовали примеру святого и тоже начали делать такой хлеб, но не могли есть его из-за горечи.
Тогда люди обращались к Прохору, и тот давал им свой хлеб, который был на вкус не горьким, а сладким, как будто в него был добавлен мед. По церковному преданию, этот хлеб давался только с благословением, а если кто брал его тайно, то такой хлеб становился черствым и горьким.
Один из монахов взял кушанье тайно. Хлеб оказался настолько горьким, что есть его было невозможно. Придя к игумену, монах рассказал о случившемся. Игумен, не поверив рассказу, приказал еще раз украсть хлеб, но и этот кусок был крайне горьким.
Позже из-за междоусобных войн в Киеве не стало карпатской соли. Прохор собрал в свою келью пепел и, помолившись, превратил его в соль. Чем больше святой раздавал соли, тем больше ее становилось.
Умер Прохор в преклонных летах.
На Руси этот день называли: "Прохор", "Прохоров день", "Прохор Весновей".
В эти дни погода окончательно поворачивалась на весну, считалось, что с Прохорова дня морозы слабеют. В этот день говорили: "Прохор – к теплу поворот" и "На Прохора февраль хоть злится, но весну чует". Однако все равно преждевременно весне не радовались, поскольку погода в феврале бывает очень обманчива.
Также в этот день молились о спасении от внезапной смерти без покаяния. Нежданная, "не своя" кончина считалась следствием похищения, заклятия или вселения нечистого духа, а причиной гибели утонувших, пропавших без вести, заблудившихся назывались лесные, водные и прочие духи, которые забирали к себе не только неосторожных, неосмотрительных или грешных людей.