27 ноября (14 ноября по старому стилю) православная церковь совершает память одного из двенадцати учеников Иисуса Христа, апостола Филиппа.
Согласно церковному писанию, будущий апостол родился в городе Вифсаида (нынешняя территория Израиля), откуда были родом и два других апостола – Андрей и Петр. На страницах Евангелия от Иоанна Филипп появляется трижды: он беседует с Иисусом о хлебе для множества народа; приводит к Иисусу еллинов (эллинизированных иудеев), а также просит Иисуса на Тайной вечере показать Отца.
По преданию, после Вознесения Господа Филипп проповедовал Слово Божие в Галилее, Греции и некоторых других странах, сопровождая проповедь чудесами. Например, он воскресил младенца, которого несла на руках безутешная мать. Проповедуя Христа в Иераполе Сирийском, апостол столкнулся с сильным гневом народа и по требованию толпы воскресил мертвого, которого несли на носилках в продвигавшемся мимо погребальном шествии.
Погиб Филипп, как считается, в 80 году нашей эры. За свои проповеди и верху Христову он по приказу римского императора Тита был казнен в городе Иераполе Фригийском, в Малой Азии.
На Руси этот день называли "Филипп", "Филиппов день", "Филиппово заговенье", "филипповки". У православных 27 ноября начинается заговенье на Рождественский пост, который также называют Филипповым.
С постом начиналась пора "бабьих засидок" за прялками, хозяйки обрабатывали лен и шерсть. По традиции рукоделием занимались не в одиночку, а компаниями – отсюда и название "засидки". Женщины работали, пели, беседовали, готовились к великому празднику – Рождеству Христову.
Не обходилось в этот день и без славянских традиций – домового и овинника подкармливали, чтобы в доме и во дворе был порядок и достаток. Считалось, что домовой любит скотину "себе в масть" или "в цвет волос хозяина" дома, а некоторых животных не жалует. Чтобы не столкнуться с немилостью духа, на шею животного вешали ладан, завернутый в тряпку, или окуривали его ладаном. Чтобы домовой полюбил новое животное, когда его вводили во двор, то заставляли перешагивать через гасник – веревочку, которой стягивали кальсоны. Филиппово заговенье – начало Рождественского поста, конец свадебным неделям.
Кроме того, с Филипповок прекращались шумные увеселения, люди чаще ходили в церковь и думали о спасении души и благочестии. Однако был и обычай гадать на заговенье. Во время ужина девушки тайком оставляли кусок говядины, а перед сном клали его себе под подушки и три раза говорили: "Суженый-ряженый! Приди ко мне во сне заговеться". Ночью девушке должен был присниться жених.
Следили в этот день и за погодой. Если на Филиппа был иней на земле и деревьях – в следующем году будет хороший урожай овса, а если нехолодно и идет дождь – уродится пшеница. Однако если инея нет и день светлый, то богатого урожая ждать не приходится. На Филиппа вороны каркают – к оттепели. Если в этот день облачно или снежно – к ненастью в конце весны.