Программа визита была насыщенной. Как сообщила канцелярия президента Литвы, Гитанас Науседа призвал Соединенные Штаты увеличить экспорт сжиженного природного газа (СПГ) в страну, участвовать в процессе электроэнергетической синхронизации Литвы с ЕС и содействовать обеспечению безопасности Островецкой АЭС в Белоруссии. О чем говорят такие ожидания Вильнюса и что означает позиция Перри в отношении БелАЭС?
Американский интерес — литовский и европейский интерес?
О том, что американский СПГ является гарантом энергетической независимости Литвы, давно говорят в стране. Проблема в том, что на самом деле терминал СПГ в Клайпеде является бременем для экономики и населения Литвы. Если бы с ним все было идеально, вероятно, вообще не пришлось бы покупать газ у "Газпрома". А самая горькая ирония судьбы — это, конечно, прибытие российского СПГ в Клайпеду.
Короче говоря, очевидно, что СПГ необходим Литве только для того, чтобы сделать ее терминал более или менее рентабельным, и увеличение его импорта не окупается. Так зачем тогда просить? Причины чисто политические.
Литва придумала себе "большую российскую угрозу" и считает, что только Америка может спасти ее от "злого медведя". Единственный нюанс в том, что нынешнего хозяина Белого дома Дональда Трампа больше заботят не традиционные союзные связи, а деньги. В этом контексте в Вильнюсе, видимо, было решено, что благосклонность и защиту (от несуществующей угрозы) лидера США нужно "купить".
Как? Во-первых, два процента ВВП на оборону (НАТО). Во-вторых, недавно появилась информация, что Литва намерена купить американские броневики. СПГ из той же серии — мы что-то купим у вас, а вы только защищайте нас, только защищайте. И было бы еще полбеды, если бы только Литва лезла в эту петлю. Однако она еще пытается объяснить всему ЕС, что поступать нужно именно так.
Вот министр энергетики Литвы Жигимантас Вайчюнас в контексте встречи с Перри заявил: "Очевидно, что чем больше США в Европе, чем больше США в энергетике Европы, тем мы сильнее". Особенно для немцев с "Северным потоком – 2" это очевидно (не говоря уже о торговой войне между США и странами ЕС). И неясно, понравилось бы Брюсселю в этом контексте участие Америки в процессе синхронизации балтийских энергосистем с континентальной Европой, — еще и здесь их не хватало.
Короче говоря, после визита Перри в Литву осталось еще меньше сомнений в том, что в своей внешней политике Науседа будет ориентироваться в первую очередь на Вашингтон, чью "крышу" пытается купить различными способами. Это напрямую вредит стране (экономически) и ухудшает атмосферу в отношениях с Европой. Наконец, надежен ли выбранный партнер?
Доверяй, но проверяй
Возможно, совсем издалека и не стоит начинать, но хочется напомнить, что когда-то Саддам Хуссейн и Хосни Мубарак были большими друзьями Америки. И что случилось потом? Однако ближе к нашим дням.
Есть такое государство — Саудовская Аравия. Трудно даже подсчитать, сколько денег она заплатила за американское вооружение, чтобы "султан" назначил ее "старшей женой" в регионе, покровительствовал ей и охранял. Вопрос: что произошло после ракетной атаки на НПЗ Саудовской Аравии, которую, как утверждает США, организовал Иран? Ответ — ничего. Эр-Рияд остался один на один со своей проблемой.
Есть еще курды, которых американцы очень поддерживали в Сирии. А теперь взяли и ушли, оставив их одних против турецкой армии. Но ближе к Литве, которая все-таки является членом НАТО, частью трансатлантического сообщества.
После встречи Науседы с Перри канцелярия президента опубликовала сообщение: "Мы надеемся, что США будут активно участвовать в диалоге с Белоруссией для обеспечения ядерной безопасности Островецкой АЭС. Эта АЭС представляет и гибридную угрозу в Балтийском регионе, поэтому особенно важно, чтобы США обратили внимание на сохранение и продвижение безопасности и демократических ценностей в Европе".
После встречи премьер-министра Литвы с Перри на сайте правительства появилось сообщение о том, что Саулюс Сквернялис пригласил Соединенные Штаты принять более активное участие в решении проблемы небезопасной Островецкой АЭС и "министр энергетики США Рик Перри пообещал поддержку".
А теперь слово уважаемому Рику Перри: "Меня там не было, я не вникал в это, поэтому повторю то, чем поделился президент и другие, — есть опасения по поводу безопасности в строительстве АЭС. Нашей целью не является ведение переговоров о строительстве атомной электростанции в Европе, и я оставил бы это лидерам страны Литвы с Белоруссией и МАГАТЭ".
Если все это перевести на простой язык, то Литва хочет втянуть Америку в свои проблемы с Белоруссией, и неясно, как она услышала, что США ей помогут. Но министр энергетики США пояснил, что он ничего не знает об Островецкой АЭС и что не дело Вашингтона вмешиваться в конфликты между соседями. Выводы об Америке как о стратегическом союзнике Литвы делайте сами.
В заключение можно утверждать, что ничего во внешней политике нашей страны, к сожалению, не меняется: по плохо понимаемым причинам сами создаем себе врагов и выдумываем друзей, а потом не понимаем, как так выходит, что даже Латвия и Эстония имеют другое мнение. Может быть, пришло время прекратить витать в облаках?
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.