ВИЛЬНЮС, 9 окт – Sputnik. Физический пуск первого энергоблока Белорусской атомной электростанции (БелАЭС) планируется в январе следующего года. Об этом заявил гендиректор станции Михаил Филимонов.
Ранее прогнозировалось, что это произойдет в конце этого года.
Под физическим пуском подразумевается начало управляемой цепной ядерной реакции в реакторе энергоблока АЭС и вывод реакторной установки на минимальный уровень мощности, достаточный для контроля за цепной реакцией.
"Мы сейчас находимся на этапе согласованного графика готовности к циркпромывке. Впереди у нас физпуск, который ожидается в районе января, конкретная дата будет зависеть от пусковых операций. Дальше включение в сеть", – цитирует Филимонова агентство БЕЛТА.
По его словам, завоз ядерного топлива ожидается к концу этого года.
Директор департамента по ядерной энергетике Минэнерго Белоруссии Василий Полюхович отметил, что дата физпуска будет зависеть от сроков завоза топлива и его приемки на станции. Он подчеркнул, что белорусская сторона не собирается перепрыгивать через какие-то этапы ради чьих-то ожиданий и считает безопасность превыше всего.
Ранее глава МВД Литвы Рита Тамашюнене утверждала, что старт Белорусской АЭС (БелАЭС) может состояться позже, чем планировалось из-за решения стран, входящих в регион, не закупать электроэнергию с объекта.
Спор Литвы и Белоруссии вокруг БелАЭС
Отношения Вильнюса и Минска обострились на фоне строительства Белорусской АЭС. Объект располагается в Гродненской области, в 50 километрах от литовской столицы.
Литовские власти считают, что БелАЭС представляет "угрозу" национальной безопасности, и призывали соседние страны бойкотировать проект. Также в Литве на законодательном уровне запретили импортировать электроэнергию из третьих стран, где находятся "небезопасные" АЭС.
В Минске неоднократно подчеркивали, что станция строится в соответствии с нормами безопасности, и приводили конкретные факты, а международные эксперты уже подтвердили отсутствие рисков для соседних стран.
Руководство Литвы признавало, что балтийские страны пока не смогли выработать единую линию по вопросу приобретения энергии с БелАЭС, а шанс остановить строительство объекта был упущен.