Петицию подписали историки Шарунас Лиекис (Университет Витаутаса Великого), Альвидас Никжянтайтис (Институт истории Литвы), Василиюс Сафроновас (Клайпедский университет) и Нериюс Шепетис (Вильнюсский университет).
Для авторов обращения "идеальная" политика памяти — это когда политики вместе с экспертами в области истории принимают решения о чествовании и увековечивании отдельных событий и личностей только при наличии консенсуса в обществе.
Но публика не ждет и дает оценку истории и ее увековечиванию в виртуальной реальности Facebook уже сегодня.
На этой неделе на площади Лукишкес был установлен макет "Холма свободы", созданный скульптором Андрюсом Лабашаускасом. В течение двух недель оценить этот макет приглашаются все жители Вильнюса.
Представляя "Холм свободы", автор заявил, что его целью является создание памятника истории литовских сражений, который не указывает на конкретные маршруты памяти — даты, имена, события, — но который ведет к дороге, предлагает направление.
Не все видят направление одинаково. Каждый по-своему. Что символизирует "Холм свободы"?
Член Сейма Витаутас Юозапайтис своим друзьям в Facebook: "Ну, как ни посмотри, эта стена (пока только ее фрагмент) едва ли попадет в список государственных символов..."
Член Сейма отдает дань уважения автору и предлагает улучшения: "Я действительно уважаю авторские права скульптора и не подвергаю сомнению художественную ценность холма, но осмелюсь заговорить о необходимости поиска более широкого консенсуса: имею в виду возможность на этой площади уместить и еще не рожденный холмик, который можно было бы передвинуть в глубину площади, где растет трава, а в репрезентативной части, разработанной архитекторами, оставить место для государственного символа".
Делясь своими впечатлениями и советами, Юозапайтис заговорил и о власти мэра Вильнюса Шимашюса: "Будет ли мэр по-прежнему стремиться доказать свою власть, которая в этом случае не послужит согласию? А ведь это наша общая цель! Или нет?" Кого спрашивает Юозапайтис? Нас? Историков? Или мэра?
"Очевидно, что сторонникам "Витиса" и "Холма" никогда не удастся договориться. Необходим компромисс. Поэтому, когда я это увидел, подумал: может быть, этого фрагмента на площади Лукишкес будет достаточно?" — пророчески предположил главный редактор 15min.lt. Раймундас Целенцявичюс.
Как сказал бывший министр связи и информатики восьмого правительства, бывший руководитель президентского штаба Витаутаса Ландсбергиса, журналист Римантас Плейкис: "На площади Лукишкес строится новая Берлинская стена". Почему бы и нет, ведь Витаутас Ландсбергис развалил не только колхозы, но и Берлинскую стену.
Основатель новой партии "крикдемов" Витаутас Синица выразил обеспокоенность в связи с костелом Святых Апостолов Филиппа и Иакова: "Кто сегодня был на площади Лукишкес и уже видел эту ужасную стену, которая загораживает костел Филиппа и Иакова, я просто напоминаю вам, как должно было быть". Кстати, на фотографии Синицы вообще не видно никаких костелов.
(V. Sinicai Laisvės kalva užstos bažnyčią / Синице "Холм свободы" закроет церковь)
Блогер Альгимантас Рустейка заявил, что концепция и авторство мемориала на площади Лукишкес "национально современны и либерально идентичны". "А кому не нравится, пусть идет лесом!" — предложил Рустейка.
Для блогера Раймондаса Навицкаса (Zeppelinus) "Холм свободы" — ужас площади Лукишкес, макет бункера телепузиков: "Такого ужаса старая столица Литвы еще не видела. Кто еще не видел — сходите, испугайтесь. В Лукишкесе установили фрагмент макета ЦСИ (Центр современного искусства. — Sputnik), который дает представление о том, что там планируется. Честно говоря, я не думал, что он будет настолько страшным, громадиной, которая совершенно не вписывается в окружение и заглушает пространство площади. Этому так называемому художнику нужно руки оторвать за такие "творения". Или как минимум забрать диплом художника без права возврата. Мнение о членах комиссии, которые объявили этот ужас победителем, я придержу при себе. Во имя мира и спокойствия. Хотя очень хочется высказаться. Во-первых, я очень надеюсь, что жители Вильнюса встанут плечом к плечу и этого ужаса на площади Лукишкес не будет. Помоги, Господи!" — завершает свои впечатления Zeppelinus (Навицкас).
В обращении вышеупомянутых историков к президенту Гитанасу Науседе о политическом регулировании исторической памяти подчеркивается, что согласование различных воспоминаний в демократическом обществе должно происходить во время общественных дебатов. (Надо понимать, включая обсуждение в социальных сетях.) Следовательно, "любое ограничение этих дискуссий, централизация решений об оценке прошлого, а также любая попытка политиков влиять, ограничивать и использовать правовые меры, наносят ущерб", — считают историки.
Принимая во внимание заявленные принципы "политического регулирования памяти", историки Шарунас Лиекис, Альвидас Никжянтайтис, Василиюс Сафроновас и Нериюс Шепетис предложили не только поощрять дискуссии о прошлом, но и не криминализировать их, избегать какого-либо правового регламентирования таких дискуссий. Но удастся ли им это сделать, учитывая то, как у нас любят спекулировать на тему угрозы национальной безопасности.
Сегодня в литовском обществе параллельно существует множество версий исторической памяти, которые часто игнорируют друг друга и имеют противоречивые оценки. Все друг друга оценивают, от друзей в Facebook до чиновников ДГБ. Будет ли достигнут консенсус "идеальной" политики памяти в ближайшем будущем, также показывают сообщения и комментарии в соцсетях. "Война памяти" продолжается.