Литовский адвокат экс-офицера КГБ СССР Михаила Головатова, заочно осужденного в Литве по делу о событиях в Вильнюсе 13 января 1991 года, Ришардас Бурда заявил, что хотел принять участие на проходящем в Варшаве двухнедельном совещании ОБСЕ по правам человека, однако его не допустили. По его словам, все необходимые формальности были соблюдены.
Там адвокат хотел выступить с темой о нарушении норм международного права и политической ангажированности, которое допустило литовское правосудие в "деле 13 января".
В интервью Радио Sputnik кандидат юридических наук, кандидат политических наук, доцент Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте России Кира Сазонова назвала возмутительным недопуск литовского адвоката на форум. По ее словам, площадка ОБСЕ как раз и служит для дискуссий на любые темы.
"Когда появляются запретные темы, значит, появляются некие табуированные вопросы, по которым обязательно будут сильные разночтения, которые впоследствии приведут к серьезным разногласиям в международных отношениях. То, что связано с указанным делом, действительно насквозь политизировано, но это полбеды", - сказала она.
По мнению Сазоновой, сам судебный процесс по "делу 13 января" довольно странный, а в ходе него было допущено множество грубых нарушений. В частности, большинство обвиняемых судили заочно, не было возможности для представления альтернативной позиции, а людей судили по статьям Уголовного кодекса, которых не было во время тех событий.
"Плюс ни одного доказательства в суде виновности советских войск, которых обвиняют в том, что произошло рядом с этой телебашней. Никаких доказательств формальных, которые можно было бы приобщить к делу, прикреплено не было, поэтому это страшная политизированность", - говорит эксперт.
В свете сложившейся ситуации, как отмечает Сазонова, остается непонятным, почему не был допущен литовский адвокат, так как он всего лишь хотел поговорить на эту тему и привлечь внимание к "делу 13 января".
"Безусловно, он неспособен единолично изменить позицию литовского законодательства, законодательных и судебных органов. Но хотя бы подискутировать на экспертном уровне – это действительно очень важно и нужно, потому что совершенно очевидно, что сегодня и впоследствии такие ситуации будут все более частыми. Нужно выработать общую позицию стран-членов ОБСЕ, которые собственно и создавали ОБСЕ для подобных ситуаций, когда нужно защищать права человека", - заключила она.