Только несколько кандидатов — Валентинас Мазуронис, Миндаугас Пуйдокас, Вальдемар Томашевский и Витянис Андрюкайтис — пытались спокойнее говорить об отношениях с Россией. Эти кандидаты не предлагали каких-либо радикальных решений, а лишь старались смягчить риторику по поводу России. И этого было достаточно.
Аналитик Вильнюсского института политического анализа Марюс Лауринавичюс в своем Facebook сразу же рассортировал кандидатов в президенты. Конечно, согласно своим политическим убеждениям.
Марюс Лауринавичюс: "Меня часто спрашивают, кто является российским кандидатом на президентских выборах в Литве. Определить, который из кандидатов действительно является таковым, конечно, не могу. Но по мыслям, высказанным во время вчерашних дебатов, я составил рейтинг самых приемлемых для России кандидатов".
У господина Лауринавичюса возникли сомнения и относительно премьер-министра Саулюса Сквернялиса: "Если брать во внимание то, что говорил и делал Сквернялис ранее, я, совершенно очевидно, должен отнести его к кандидатам, которых Кремль мог бы поддержать. Одним словом, со Сквернялисом в этом отношении путаница. А это означает, что именно для России неприемлемы позиции только двух кандидатов в президенты Литвы (Шимоните и Науседы)".
Телезрители могли легко заметить, что кандидат в президенты Саулюс Сквернялис лучше подготовился к дебатам. Или был подготовлен?
Профессора Института международных отношений и политических наук Вильнюсского университета Томаса Янелюнаса тоже удивил премьер Сквернялис, чьи высказывания были самыми конкретными и качественными. У профессора вызвали подозрения принесенные кандидатом на дебаты страницы, с которых он просто прочел ответы на большинство вопросов. "Этот стиль речи, неуверенность в своей речи и постоянное заглядывание в записи составили скептическое представление о том, действительно ли Сквернялис знает и понимает, о чем говорит", — сказал Янелюнас.
Ведущему телевизионных дебатов, которые шли в прямом эфире, Эдмундасу Якилайтису пришлось объясниться и оправдаться: "Теперь я кратко объясню насчет "Сквернялис знал вопросы". Сквернялис чаще всех читал заметки, которые он писал в студии по время выступления других кандидатов. Он писал постоянно. По обе стороны Сквернялиса стояли Путейкис и Шимоните, поэтому они видели лучше. Насколько я видел, он не приносил никаких шпаргалок, у него был только блокнот. Никаких вопросов, никаких намеков, ни слова больше, чем было показано в телепрограмме, никто не получал, не получит и никак не мог получить. Ни один из кандидатов или его представители и не просили вопросов".
Пожар в соборе Парижской Богоматери взволновал всех. Включая кандидатов в президенты. Эмоциональнее других своими мыслями поделился в Facebook и Гитанас Науседа.
Гитанас Науседа: "Мне как человеку верующему и доверяющему силе западной культуры видится символический смысл этого события… как будто метафора нынешнего состояния европейского дома. Внешне красиво, но внутри черно. Обилие благ, но мораль людей падает, и нас все одолевает хаос тупого потребления, приспособленчества, неполноценности, наконец, хаос лжи политиков. Когда в доме процветает зло, неблагополучие, в скором времени разгорятся ссоры. Смотрите, загорелся и дом".
Несмотря на драму в Париже, в Литве набирает обороты президентская избирательная кампания. Кандидаты разъезжают по стране, встречаются со спонсорами и избирателями.
Вот Ингрида Шимоните посетила пивоварню Volfas Engelman в Каунасе, где во время приготовления пива играют джаз. Приятно, когда такая работа становится источником радости.
Тем не менее неизбежно приближаются вторые теледебаты в прямом эфире. Тема дебатов — оборона страны, национальная безопасность Литвы. Возможно, они будут не такими скучными, как по поводу внешней политики. Хотя и здесь все ясно, враг известен. Поэтому нужно быть готовыми ко всему. Валентинас Мазуронис уже готов. И к дебатам, и к защите.