В итоге главой мировой уголовной полиции стал представитель Южной Кореи Ким Чон Янг, а россиянин Александр Прокопчук сохранил влияние и остался вице-президентом Интерпола.
Истеричная реакция официального Вильнюса накануне выборов главы Интерпола удивила европейских обывателей. Шутка ли: буквально за день до голосования в Дубае литовский парламент принимает резолюцию, в которой заявляет, что республика демонстративно покинет Интерпол, если его возглавит представитель России. Так открыто вмешались в выборы кроме Литвы лишь США и Украина.
И если с двумя последними все более-менее понятно, то литовский демарш объяснить лишь русофобией, возведенной в ранг всей внешней политики государства, объяснить сложно. А ларчик просто открывался. Проболтались о причинах в самом Министерстве внутренних дел Литвы. Уже после оглашения результатов голосования, когда стало известно, что Интерпол возглавит южнокорейский представитель Ким Чон Янг, представитель МВД Литвы объяснил истерику Вильнюса.
Причина в том, что в России заведено уголовное дело против следователей и судей, принимающих непосредственное участие в так называемом "деле 13 января". Москва считает это "дело века" политическим и искажающим исторические факты. И уже якобы готовы документы для объявления литовских судей в международный розыск.
"Мы как страна уже испытали, как Россия может пользоваться процедурами Интерпола для достижения политических целей… Мы получали информацию, что Россия намерена обратиться в Интерпол по поводу наших должностных лиц и судей, которые занимались делом 13 января", — цитируют литовские СМИ министра внутренних дел Литвы Эймутиса Мисюнаса.
Уголовное дело в России заведено в ответ на судебный процесс в Вильнюсском окружном суде. Прокуроры утверждают, что 14 литовских граждан 13 января 1991 года погибли от рук советских военных. Были задержаны два бывших офицера Советской армии — россиянин Юрий Мель, арестованный в Литве в 2014 году, и Геннадий Иванов — житель одной из балтийских республик.
Литовское обвинение требует приговорить Меля к 16 годам тюрьмы с учетом срока ареста с 2014-го, а Иванова — к 12 годам. Еще к различным срокам заключения хотят приговорить заочно 64 человека, большинство из которых — жители России.
Рассмотрение дела в суде уже закончилось. Длилось оно почти три года. Приговор должен быть оглашен 18 февраля. Как раз накануне череды выборов, во время которых будут выбирать и нового президента Литвы.
Понятно, что со стороны России последует реакция на приговор. А значит, появится лишний повод обвинить Кремль во вмешательстве в выборы президента Литвы, если вдруг победит неугодный местным элитам кандидат.
В обоих случаях — и в Вильнюсе 13 января 1991 года, и в Киеве в декабре 2013 – феврале 2014-го — в гибели людей небезосновательно подозревают самих зачинщиков кровавых событий. И во всем этом хотят разобраться российские прокуроры и судьи.
Этим отчасти и объясняется совместное выступление Литвы и Украины против российского кандидата на пост главы Интерпола. Да и в других международных организациях и на мировых форумах по различным поводам Киев и Вильнюс всегда дуют в одну дуду по методичкам из Вашингтона. Порошенко кричит: Россия — агрессор, а Даля Грибаускайте называет ее террористическим государством.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.