Как явствует из ежегодных отчетов Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), Литва — лидер мирового рейтинга не только по числу самоубийств, но и по потреблению алкоголя. Лидерство, мягко говоря, не из приятных.
Добровольно сводят счеты с жизнью 29 из 100 тысяч литовцев. Многие — в пьяном угаре от безысходности. А в год каждый житель Литвы, от мала до велика, потребляет более 16 литров спирта, содержащегося в различных алкогольных напитках. Кто-то вообще не пьет, а кто-то потребляет тройную норму.
Оба показателя — суицидов и алкоголя — говорят, что атмосфера жизни в стране не самая лучшая. И если самоубийства предотвратить очень сложно, то показатели потребления алкоголя можно снизить хотя бы "на бумаге".
Борьбу за трезвость нации с первых дней прихода к власти объявил своим приоритетом правящий "Союз крестьян и зеленых Литвы" (СКЗЛ). Наряду с очередным повышением акцизов на спиртное последовали и другие ограничительные меры. Самые громкие — это возрастное ограничение для покупателей алкоголя (+21) и время продажи алкогольных напитков (в будни с 10:00 до 20:00, в воскресенье — с 10:00 до 15:00).
И вот новые мегапланы властей. Теперь они касаются пива — традиционного напитка не только в Литве, но и во всем мире. Предлагается ограничить тару для крепкого пива с содержанием алкоголя более 7,5 процента.
Сами пивовары скептически оценили планы правительства и назвали их не иначе как популистскими. Ведь, как сказал в пресс-релизе президент Литовской гильдии пивоваров Саулюс Галадаускас, с помощью всех новшеств правительство не уменьшило уровень потребления алкоголя в стране, а лишь перекроило алкогольный рынок Литвы.
"Борьба политиков с алкоголем дает плоды — в Литве алкогольных напитков теперь покупают меньше. Но вряд ли меньше потребляют. Казалось бы, что силы нужно прилагать к тому, чтобы изменять привычки жителей. Однако вместо этого борьба ведется с продажей. Поэтому изменяются не привычки потребления алкоголя, а только его покупки", — цитирует Галадаускаса издание "Обзор".
По информации главного пивовара Литвы, сегодня доля продаж слабоалкогольных напитков падает не из-за усилий правительства, а по вполне объективным причинам. Потребители крепленых вин и крепкого пива не "снижают обороты" — они просто переходят на употребление еще более крепкого алкоголя.
"Потребители "чернил", как названы в пресс-релизе склонные к алкоголизму люди, не стали вдруг трезвенниками, а лишь поменяли свои предпочтения и привычки. Ценовая политика заставила их заменить подорожавшие крепленые вина и пиво на крепкие напитки — в основном на водку, которая стала более доступной по цене.
Кстати, на литовском рынке алкоголя появился сильный игрок — украинские водочники, которые демпингом конкурируют с местными производителями.
"Обычно в цивилизованных государствах граждан призывают вместо крепких спиртных напитков выбирать более слабые, подкрепляя соответственно этот призыв при помощи налогообложения. Однако в Литве пошли в обратном направлении", — говорит Галадаускас.
Получается, что правительство под видом борьбы за трезвость нации заставляет своих граждан пить больше водки и виски вместо слабоалкогольных пива и вина. Вот и новая инициатива по ограничению тары для крепкого пива приведет только к его удорожанию, а значит, к уменьшению продаж.
"Раньше мы, пивовары, сами приветствовали ограничения по объему и крепости, хотя Еврокомиссия выступала против этого. Однако дальнейшие ограничения уже трудно состыковать со здравым смыслом, поскольку вино, которое в два раза крепче, может быть в литровой упаковке, а водку, что в пять раз крепче, можно купить и в двухлитровых бутылках. А вот пивная тара должна быть как можно меньше. Почему? Если цель этих запретов в том, чтобы как можно больше людей потребляли крепкие спиртные напитки, тогда борьба с крепким пивом становится логичной. Однако хочется надеяться, что цели представителей власти все же другие", — подытожил свои размышления для прессы Галадаускас.
Немаловажным фактором падения продаж литовского пива и вина стали открытые границы шенгенского пространства и Евросоюза. Торговцы в соседних Польше и Латвии внимательно следят за Литвой и делают выводы. В приграничных магазинах соседей растут оптовые продажи польского и латвийского пива. И если пыл литовских борцов за трезвость не остынет, то в скором времени о литовском пиве станут писать только в мемуарах. А бюджет страны будет пополняться исключительно за счет украинской водки и шотландского виски.
О победах же на алкогольном фронте можно будет судить не по отчетам литовских налоговиков, а лишь после того, как ВОЗ обнародует новое исследование о потреблении алкоголя в мире и Литва в этом исследовании спустится с плачевного первого места.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.