Давайте их перечислим и обсудим, тем более что близкие к власти порталы и телевидение сделали это вскользь.
Во-первых, комитет ООН обязал возобновить расследование дела так называемой секретной тюрьмы ЦРУ, наказать всех виновных в незаконном удержании там людей, выплатить жертвам компенсации и прекратить публично, то есть устами официальных чиновников, подвергать сомнению обязательный характер решения Европейского суда по правам человека. А все дело — рассекретить. Потому что незаконное удержание людей нарушает права человека.
Во-вторых, комитет обязал перестать преследовать лица и организации за исследования и публикацию информации об участии литовцев в массовых убийствах евреев и других жителей, организованных нацистами. Поскольку преследование за распространение информации или мнения, особенно по важным историческим вопросам, нарушает права человека.
В-третьих, комитет приказал прекратить публично заявлять — а это Департамент государственной безопасности (ДГБ) делает каждый год, — что те или иные организации или отдельные лица "представляют собой угрозу национальной безопасности". Поскольку, по мнению комитета, такие заявления без четких критериев и без процедуры формирования обвинений нарушают права человека.
В-четвертых, комитет обязал Литву принять законы, гарантирующие юридическое равенство гомосексуальных браков (мужчины с мужчиной или женщины с женщиной) с традиционными браками между мужчинами и женщинами. И точка.
В-пятых, комитет обязал Литву внести в Уголовный кодекс статью, наказывающую за ненависть к ЛГБТ-сообществу. Имеется в виду так называемый язык вражды (на английском — hate speech), которого полно на просторах интернета и за его пределами.
В-шестых, комитет выразил обеспокоенность по поводу того, что в литовском обществе по-прежнему распространены стереотипы, предрассудки и нетерпимость в отношении как гомосексуалистов, так и других меньшинств, например цыган, евреев, беженцев и мигрантов.
В-седьмых, комитет также выразил обеспокоенность в связи с тем, что его решение 2014 года о восстановлении политических прав экс-президента Литвы Роландаса Паксаса осуществляется медленно, а некоторые официальные лица республики подвергают сомнению обязательный характер решения комитета. И приказал Литве безотлагательно восстановить все нарушенные права Паксаса, а следовательно, и право на участие в президентских выборах.
Вот так. И это — только самая важная часть выводов комитета, из-за нехватки места здесь их обсудить невозможно. Но семи пунктов, упомянутых выше, достаточно, чтобы получить общее впечатление и сделать собственные выводы.
Прежде всего, поражает поведение литовских властей. В конце концов, само государство, никем не принуждаемое, подписало договор и протоколы ООН, которые декларируют права человека. И само государство сейчас притворяется, что ничего особенного не происходит, что демократия торжествует, а права человека сверкают всеми красками.
Представители нашей страны, как мы видим из выводов комитета, могут себе позволить подвергать сомнению решения судов ООН и Европейского суда по правам человека как не имеющие обязательной юридической силы. Тогда напрашивается вывод: наши чиновники только для галочки поставили подписи в документах международного права, чтобы похвастаться, что они демократы. И когда речь заходит о конкретике, об очевидных нарушениях прав человека, начинаются ухищрения.
На протяжении многих лет они просто издевались над Паксасом, отсрочивая восстановление его прав. Издевались над людьми, которых незаконно держали и, возможно, пытали в тюрьме ЦРУ на окраине Вильнюса. Ущемляли право на свободу слова и совести тех, кто хочет расследовать послевоенную трагедию в Литве. А ДГБ преследует десятки людей, организаций и порталов, в том числе Sputnik, пугая ими как "угрозой безопасности Литвы" и ущемляя их достоинство и репутацию обвинениями, высосанными из пальца.
Двойная игра ведется и в отношении геев и всего ЛГБТ-сообщества. Вступила Литва в ЕС? Вступила. Подписала соответствующие документы ООН? Подписала. Знала наша власть, что придется соответствовать стандартам защиты прав всех меньшинств, включая ЛГБТ. Знала. Так почему медлит?
А потому, что боится реакции избирателей, а наши избиратели достаточно консервативны. Наша власть нарушает принятые обязательства. И плюет на требования международных организаций выполнять свои обещания.
Могут ли Линас Линкявичюс или Даля Грибаускайте учить демократии других? Нет, не могут. Кстати, кто сам нарушает соглашения, пусть не удивляется, что другие будут их нарушать по отношению к нам. Так устроен этот мир. Поэтому давайте будем последовательными и тогда все будет хорошо.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.