Желание Литвы стать неким посредником в спорных вопросах Евросоюза и США выглядит как "неадекватная самооценка".
Попытки лидера Литвы Дали Грибаускайте усидеть на двух стульях могут закончиться окончательным падением между этими стульями. Удельный вес литовского государства в Евросоюзе и Североатлантическом альянсе ничтожно мал, чтобы претендовать на весомость его слова в решении кардинальных вопросов. Одна надежда — продать свой "равноправный голос" подороже. Правда, кто его купит?
За несколько дней до саммита президент Даля Грибаускайте заявила, что Литва может внести существенный вклад в сокращение напряжения между Евросоюзом и США. Выступая на встрече с литовскими дипломатами, Грибаускайте сказала: "Мы знаем, что эти международные и трансатлантические отношения сейчас переживают определенное напряжение. В рамках этого напряжения балтийские страны, Литва должны найти свое место и, возможно, даже стать звеном, которое попытается искать смягчения этих отношений и сокращения напряжения".
Столь амбициозное заявление говорит лишь о том, что в Вильнюсе неадекватно оценивают свою роль в мировой политике. Глобальные вопросы европейской безопасности Дональд Трамп будет решать не с Грибаускайте, а с Ангелой Меркель и президентом России Владимиром Путиным, историческая встреча с которым состоится 16 июля. На ней-то и определится будущее не только Балтийского региона, но и всего мира. Этой встречи очень опасаются в Европе. По мнению аналитиков, она может привести к расколу внутри военного альянса.
А вот своим партнерам по НАТО Трамп уже заявил, что главным вопросом на саммите будет финансовая составляющая Североатлантического альянса. Два процента ВВП вынь да положь на оборону.
И еще одно жесткое условие собирается поставить перед партнерами Дональд Трамп. Мало того что не менее двух процентов ВВП надо выделять военным ведомствам, но еще из этой суммы не менее 20 процентов нужно тратить на модернизацию и обновление вооружения. Закупать же его надо у самого крупного производителя вооружений — США.
По главному показателю (два процента ВВП) Литва уже в авангарде альянса. И Вильнюс этим очень гордится. Ведь в прошлом году лишь пять стран НАТО тратили на оборону два и более процента ВВП. Лидер же военных расходов — США, которые по-прежнему тратят на оборону больше всех.
Как отмечает издание The Washington Post, в 2017 году Вашингтон выделил на эти цели 3,57 процента ВВП, а европейские страны НАТО в среднем — 1,45 процента. В 2018 году до целевого показателя довели свои расходы Латвия, Литва и Румыния.
Правда, в номинальном выражении два процента ВВП Литвы и той же Германии даже сравнивать смешно. Зато вместо денег Вильнюс готов предложить альянсу нечто большее — свою территорию, бесплатно, на веки вечные. И не только свою, но и соседей.
Буквально за неделю до саммита в интервью итальянскому изданию Corriere della Sera Даля Грибаускайте заявила, что странам Балтии и Польше нужны от НАТО новые зенитно-ракетные комплексы Patriot для защиты от "агрессивной России".
Установить же эти ракеты, по мнению Грибаускайте, можно как на территории прибалтийских государств и Польши, так и на… подводных лодках. Столь смело и безапелляционно говорить от лица Латвии, Эстонии и Польши — в стиле железной литовской леди. А вот как установить передвижные зенитно-ракетные комплексы наземного базирования на подводные лодки?
Своими познаниями тактико-технических данных современного вооружения Грибаускайте поставила инженеров в тупик. А может, она выдала тайну современного вооружения НАТО? Пока русские ждут возможного удара ЗРК Patriot с территории Литвы, их запустят с моря. Проболталась? За такое НАТО по головке не погладит.
На открывающемся 11 июля саммите НАТО Литва наверняка будет в числе тех, кого Дональд Трамп приведет в пример за два процента ВВП, выделяемых на оборону. Даля Грибаускайте будет улыбаться и гордо кивать головой. И это на глазах у Ангелы Меркель и других лидеров ведущих стран ЕС.
А через пару дней та же Грибаускайте, министр иностранных дел Линас Линкявичюс и другие министры литовского правительства будут в Европарламенте сетовать на тяжелое финансовое положение и просить дотаций из консолидированного бюджета ЕС. Нетрудно предсказать, что ответят Вильнюсу из Брюсселя.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.