Из происходящего можно сделать два основных вывода. Первый — о том, что в советские времена некоторые из будущих бизнесменов и Литвы, и России, по-видимому, слишком рьяно изучали работы Карла Маркса о механизмах функционирования капитализма и слишком мало думали своей головой.
Маркс утверждал, что в капиталистическом обществе все силы и рычаги власти находятся в руках владельцев крупного капитала, а государственный аппарат является лишь исполнителем их воли. Наши будущие олигархи верили в это, не осмысливая критически. Но вскоре немецкий социолог Макс Вебер, наблюдая за действительностью, дополнил Маркса, заявив, что с развитием общества все большую власть получает бюрократия государства. Ход истории подтвердил это наблюдение.
Магнаты недооценивают возможности бюрократов и спецслужб. Это произошло с Раймундасом Курлянскисом и Дарюсом Моцкусом из MG Baltic. Возможно, они думали, что могут свободно расширять свое влияние во всех направлениях, потому что у них много денег, а деньги правят миром. Слишком простая схема. С государственным аппаратом и специальными службами так просто не повоюешь. Особенно когда ими руководит крутой управленец.
Олигархи в Литве действительно процветали при слабых лидерах, таких как Валдас Адамкус. Но когда к власти пришла горячая преподавательница партийной школы Даля Грибаускайте, мудрым олигархам стоило бы насторожиться.
Тем более что госпожа Грибаускайте в многочисленных интервью и в первом официальном заявлении прямо сказала всем олигархам, что пришла, чтобы поставить их на место, потому что слишком уж они разошлись. Руководители MG Baltic, наверное, подумали, что это популизм, а если что, то они договорятся с дамой с помощью денег.
Но дама уже привезла себе денег из щедрого Брюсселя, где работала в Европейской комиссии, поэтому занять президентский пост она стремилась не ради них, а ради удовлетворения безграничного честолюбия. Делиться же властью с какими-то "спекулянтами", которых она громила в антикапиталистических лекциях в партийной школе, Грибаускайте не собиралась.
И вот результат. Почувствовав поддержку со стороны президента, спецслужбы вытащили из ящика информацию о концерне MG Baltic, которую начали собирать еще во времена Адамкуса. И при первой же возможности схватили за шиворот не только представителя концерна Курлянскиса, но и его друга, лидера "Движения либералов" Элигиюса Масюлиса.
Наш второй вывод связан как раз с ним. Не пойман — не вор, и суду еще предстоит доказать, что Масюлис нарушал законы. Однако уже сейчас, читая выдержки из разговоров его и коллег-либералов с представителями MG Baltic, мы видим, что либералы выполняли… свою избирательную программу. Так сказать, реализовывали либеральную идеологию.
Как это? А так. Либеральная идеология гласит, что истинные либералы везде и всегда поддерживают бизнес и его интересы, потому что бизнес и только бизнес создает все блага, все благосостояние общества, поэтому бизнес нужно поддерживать всеми возможными способами и никоим образом не мешать ему развивать творческую деятельность.
Что и делал Масюлис с коллегами. Это видно из данных дела. Помогал бизнесу как мог. Он ведь либерал и не мог действовать вопреки убеждениям. Помните эпизод дела, когда представитель MG Baltic просит поддержать поправки к закону, которые снизили бы ограничения для бизнеса на быстрые кредиты. Что на это отвечает Масюлис? Ок, поддержим.
И дальше он говорит, что поправки хорошие, потому что согласно им компаниям, которые занимаются быстрыми кредитами, не придется тщательно изучать платежеспособность, доходы и прочее потенциальных клиентов. Мол, пусть человек сам решает, сможет ли он погасить кредит.
А тот факт, что многие бедные люди вынуждены брать кредиты в состоянии стресса и напряжения, поэтому неадекватно оценивают свою платежеспособность и безнадежно тонут в трясине долгов, — это "мелкое" обстоятельство ускользает из поля зрения нашего либерала. Ну на то он и либерал.
Такие два вывода вытекают из наблюдения за ходом дела. Руководители концерна слишком понадеялись на свои финансовые возможности и недооценили власть бюрократии. А лидеры либералов просто вели себя согласно своим либеральным взглядам.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.