Нам, как мне кажется, удалось подробно и критически рассмотреть несколько устойчивых мифов, прижившихся в СМИ. Решение о разрыве или сохранении энергокольца БРЭЛЛ вовсе не зависит от политиков Эстонии, Латвии и Литвы.
Энергетическая безопасность прибалтийских государств была обеспечена в советское время, когда их энергетические системы, развитые по единому плану, были включены в Единую энергетическую систему (ЕЭС) и Единую систему газоснабжения (ЕСГ) СССР.
Сделано это было настолько надежно и продуманно, что и сейчас, после многих лет самостоятельности и существования в составе Европейского союза, никакой разумной альтернативы никто предложить не в силах. Ни о каком единстве балтийских государств говорить не приходится — слишком по-разному выглядят их энергетические системы, слишком разным оказался уровень энергетической безопасности.
Энергетический баланс Прибалтики и России
Конечно, такие попытки — придумать нечто альтернативное — предпринимаются, причем не только и не столько властями прибалтийских государств, сколько Еврокомиссией — руководящим органом ЕС. Со стороны Балтии наибольшую активность проявляет Литва, что совершенно логично.
Эстония сумела договориться и получить помощь ЕС для строительства новой электростанции, работающей на уникальном энергетическом ресурсе — горючем сланце. После того, как новая ГРЭС была введена в эксплуатацию, Эстония уже несколько лет является энергоизбыточным государством, поставляющим в БРЭЛЛ электроэнергии больше, чем получает из него.
Латвия в силу того, что на ее территории больше не осталось энергоемких производств, уже несколько лет производит электроэнергии ровно столько, сколько ей необходимо, а поставки электроэнергии от соседей по региону обеспечивают ей возможность проведения плановых ремонтов генерирующих мощностей.
При этом на территории Латвии находится "газовая столица" Прибалтики — подземное хранилище газа (ПХГ) в местечке Инчукалнс, которое за счет поставок российского газа по системе магистральных трубопроводов обеспечивает все потребности в газе не только Латвии, но и Эстонии, и части Литвы.
Мало того, в зимнее время газ Инчукалнского ПХГ идет на обеспечение потребностей трех областей России — Псковской, Новгородской и Ленинградской. В силу этого Россия ни разу не срывала сроки и объемы поставок, а "Газпром" за собственный счет модернизировал систему компрессорных станций, обеспечивающих поставки газа в это ПХГ.
И только Литва, единственная из трех балтийских стран, с 2009 года испытывает постоянный дефицит электроэнергии — баланс стал отрицательным с момента закрытия Игналинской АЭС. У Эстонии есть горючий сланец и тепловые электростанции, работающие на нем. Латвия обеспечивает себя электроэнергией за счет каскада ГЭС, построенных на Даугаве. А у Литвы и в этом отношении ситуация уникальная — все ее генерирующие мощности (за исключением Каунасской ГЭС) работают на природном газе.
Закрывая свою АЭС, Литва добровольно согласилась на полную зависимость своей энергетической системы от газового монополиста России — компании "Газпром". Являясь членом ЕС, Литва стала участницей всех антироссийских санкций, применяемых Брюсселем с 2014 года, причем участницей активной, показывающей высокий градус антироссийских настроений при каждом случае.
Такое поведение руководства Литвы — случай уникальный, поскольку не экономика определяет политику государства, а все происходит с точностью до наоборот. Подчеркнутая агрессивность по отношению к России, если Литва от нее не откажется в самое ближайшее время, может привести к тому, что придется весьма основательно менять экономику.
Как обычно и бывает, за русофобию приходится платить, причем не в фигуральном смысле, а в самом буквальном — Литва с каждым годом тратит все больше бюджетных средств на поддержание выбранного ею политического курса.
Но пока, несмотря на все действия политиков, энергетические системы Литвы и России находятся в динамическом равновесии. России выгодно функционирование кольца БРЭЛЛ — через территорию Литвы идут линии электропередачи в Калининградскую область. Литве работа БРЭЛЛ тоже выгодна, поскольку она обеспечивает ее надежными поставками электроэнергии по привлекательным ценам.
России выгодно соблюдение транзитного договора о поставках природного газа по трубопроводу Минск — Вильнюс — Каунас — Калининград, а Литва может не беспокоиться о том, что внезапно прекратятся поставки российского газа для ее потребностей. Маленькая ремарка: почему, говоря о российском газе, в качестве отправной точки поставок газа в Литву я называю Минск. С 2011 года газотранспортная система Белоруссии и хранилища газа на ее территории являются собственностью "Газпрома" — такое решение было реализовано Россией и Белоруссией, им так удобнее.
Русофобия — это всегда дорого
Итак, если не отвлекаться на политическую составляющую, рассматривать только экономику, то каждой из трех балтийских стран поддержание нынешнего статус-кво выгодно. Они получают природный газ из России, но при этом оказывают ей же, России, встречные услуги, которые той необходимы.
Пока электроэнергетика Прибалтики работает в синхронном режиме с ЕЭС России, соблюдаются интересы и балтийских государств, и России. Все предпринимаемые Евросоюзом и прибалтийскими государствами попытки изменить это положение дел не имеют никакого экономического обоснования, они основаны только на политических соображениях.
Разрывать связи с поставщиком энергетических ресурсов, ни разу не допускавшим срывов поставок, — вовсе не пример логичного поведения потребителей, живущих в условиях рыночной экономики. На сегодняшний день все попытки разорвать энергетические связи с Россией приводят только к одному результату, который жители Прибалтики наблюдают уже несколько лет, — постоянный рост цен на электроэнергию и природный газ. Выгодна ли такая линия поведения жителям Прибалтики — вопрос риторический, но, как ни странно, при всей очевидности ответа политика их руководства не меняется.
Активнее всех себя ведет именно Литва, которой действительно приходится беспокоиться больше всех — электроэнергии ей не хватает, ее электростанции не молодеют, проблема сама по себе не исчезнет. Энергетическая отрасль стала ахиллесовой пятой Литвы, и, судя по всему, ее руководство пока не понимает, что можно предпринять, чтобы изменить ситуацию не на словах, а на деле, да еще сделать это так, чтобы государственный бюджет выдержал такую нагрузку.
Как должна выглядеть ситуация, максимально выгодная для Литвы? Нужно добиться одновременного снижения собственной энергетической зависимости и повышения такой зависимости от Литвы для возможно большего числа стран-соседей. Развернуть положение дел на 180 градусов — пусть Евросоюз, Белоруссия и Россия в энергетическом секторе зависят от Литвы, а Литва не зависит ни от кого.
Возможно ли это или относится к области ненаучной фантастики? Как на этот вопрос ответят политики — их политическое дело, а я предлагаю посмотреть, что можно предпринять с точки зрения "чистой" энергетики и инженерии.
Но для этого придется внимательнее присмотреться к двум самым передовым отраслям современной энергетики — к атомной и к той, которая работает на базе ВИЭ, возобновляемых источников энергии.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.