А что такое электронная почта? Это то же самое публичное пространство, которое может "взломать" или хакер, или непосредственно прокурор. На этом месте президент и поскользнулась. Как известно, была обнародована ее переписка за 2014-2016 годы с попавшим под следствие из-за коррупции бывшим лидером либералов Элигиюсом Масюлисом.
"Пусть обуздает своего гончего пса", — четко указывает Грибаускайте Масюлису. Гончий пес — это собственно нахальный и грубый журналист Томас Дапкус, работающий на телевидении LNK, принадлежащем концерну MG Baltic. Видимо, президенту не понравилось, что Дапкус напал на ее кандидата на пост генерального прокурора Эвалдаса Пашилиса. И она знала, что Масюлис поддерживает тесную связь с боссом Дапкуса, главой упомянутого концерна Дарюсом Моцкусом.
Прекрасная лексика! Многое говорит о характере Грибаускайте. Журналисты, которые ей не нравятся, — это просто "гончие псы" для нее, которых и убить, когда они разъяренные, наверное, не жалко. Или, по крайней мере, "сдвинуть", как мешающую мебель. И вообще, для чего эта "свободная печать", если она, как собака, крутится под ногами? К чертям такую!
Если говорить более серьезно, президент явно препятствовала свободным СМИ выполнять их миссию, а именно освещать процессы, представляющие общественный интерес, в данном случае — отбор кандидатов в генеральные прокуроры. Грибаускайте посягнула на самое святое, что есть у нас, — на нашу Конституцию! В ней четко зафиксирована свобода печати и право людей получать информацию, которая не подвергается цензуре, и всю информацию, даже если она кому-то не нравится.
Президент, как мы видим из переписки с Масюлисом, использовала весь свой авторитет как главы государства, чтобы через Масюлиса повлиять на Моцкуса и отодвинуть в сторону хотя и не самого лучшего, но все же журналиста. Который делал свою работу. Тем самым она, возможно, грубо нарушила Конституцию Литвы.
Более того, она, как видно из вышеупомянутой переписки, пыталась рассорить литовские политические партии и способствовала дестабилизации в государстве. В одном из писем Масюлису Грибаускайте обсуждает с ним так называемый "черный список вице-министров", который, чего доброго, сама и слила СМИ.
В "нечистом" списке, как возможно имеющие подозрительные, коррупционные связи, оказались некоторые социал-демократы, а эта партия на тот момент управляла правительством. Грибаускайте писала Масюлису, что, оспаривая тот список, соцдемы только "убьют свои рейтинги", "увеличат привкус непрозрачности" в преддверии двух выборов. И закончила советом, в основном указанием Масюлису, — "воспользуйтесь этим!".
В тексте присяги президента содержится конкретное обязательство "быть одинаково справедливым для всех". Мы ясно видим, что Грибаускайте, возможно, грубо нарушила клятву. Манипулируя вышеупомянутым заявлением о вице-министрах, она попыталась руками либерала Масюлиса унизить его соперников — социал-демократов. Президент должен быть выше партийной борьбы, а Грибаускайте охотно подливала масла в огонь той битвы.
Этот эпизод только подтверждает, что ссорить, плести интриги за спиной было и остается фирменным стилем этого президента. Весь ее рейтинг создан путем противостояния внутри государства партиям, которые ей не угодны. И путем противостояния за пределами государства созданным "врагам".
Когда-то так была раскрыта внешняя политика Сталина: "смотрите, может ли человек, который создает и уничтожает "врагов" внутри страны, вести справедливую, мирную внешнюю политику? Не может…" Так и в случае с Грибаускайте. Она подстрекает к раздорам внутри страны и вызывает разногласия вне с помощью русофобии.
Лично несчастная, одинокая, без семьи, закрытая Грибаускайте, которая сердится на себя и на весь мир, ничего другого и не может, как только разрушать, мстить и мешать другим творить счастье. К сожалению, часть электората по-прежнему воспринимает ее "жесткий" стиль не как большую слабость, а как доказательство доблести.
К счастью, недолго осталось ее терпеть. Может, даже меньше, чем ожидалось. Возможно, Сейм найдет в себе мужество и начнет процедуру импичмента в отношении Грибаускайте. Основание, по крайней мере, для следствия есть. Даже верный идейный соратник Грибаускайте, пропагандист Андрюс Тапинас, оценивая эпизод с журналистом LNK Дапкусом, закричал: "Это одно из самых серьезных фиаско президента! Это прямое давление на СМИ!"
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.