В маневрах участвуют около десяти боевых кораблей и вспомогательных судов, самолеты и вертолеты морской авиации Балтийского флота. Но это плановое и не самое масштабное мероприятие, посвященное рутинной боевой подготовке, почему-то вызывает неадекватную реакцию в странах Балтии.
Внимательно следит за ракетными пусками Латвия. Премьер-министр республики Марис Кучинскис заявил во вторник в интервью местному телеканалу LNT о необходимости поднять на уровне НАТО вопрос об ограничениях на проведение подобных военных маневров у границ других государств. Кучинскис подчеркнул: "Проведение учений так близко к границе не способствует чувству безопасности у любого государства".
Госсекретарь Министерства обороны Латвии Янис Гарисонс в тот же день уточнил: "Национальные вооруженные силы в это время будут действовать в обычном режиме, но мы будет усиленно следить за тем, что происходит у наших границ". И посетовал на недостаток информации относительно этих учений: "Россия фактически зарезервировала воды нашей эксклюзивной экономической зоны. Международное право позволяет это сделать, но принятая практика требует, чтобы российская сторона нас проинформировала об этом. Мы же об этом, к сожалению, узнали при посредничестве Агентства гражданской авиации".
Ранее канцлер Минобороны Эстонии Йонатан Всевиов отметил, что российские ракетные учения не пугают национальное оборонное ведомство, но уточнил, что впервые за последние двадцать лет учения пройдут "так близко к границам НАТО".
Но если походы кораблей и полеты морской авиации не нарушают границ других государств и выполняются в строгом соответствии с международными правилами, отчего так нервно реагируют в столицах Балтии?
Горячий экзамен зимы
Учения, подобные нынешним, проводятся регулярно. В апреле 2017-го ракеты над морем летали, как и в нынешнем году. Секрет весенней активности войск и флота прост: ежегодно в конце марта — начале апреля российские Вооруженные силы проходят итоговую проверку после зимнего периода обучения, сдают практические экзамены в морях, на авиационных и общевойсковых полигонах. Аналогичная проверка боеготовности проводится и осенью.
И поскольку основания для тревоги действительно отсутствуют, Агентство гражданской авиации Латвии в ответ на просьбу России стандартно и без дискуссий закрыло на время учений воздушное пространство страны в зоне ракетных пусков.
А вот Министерство обороны республики повело себя странно — потребовало детальной информации о планируемой "демонстрации силы", выразило недовольство российскому военному атташе в Латвии Андрею Лобову. Временные ограничения, как оно считает, якобы вредят экономической активности и увеличивают риск инцидентов в Балтийском море.
Вероятно, в странах Балтии, увлекшись "делом Скрипаля", по инерции стремятся взять на себя "солидарности" больше, чем поручено НАТО. Не случайно в числе десятков высланных из России дипломатов оказались три литовских, один латвийский, а также военный атташе Эстонии. И понятно, кому будет хуже, если Вильнюс, Рига и Таллин в отношениях с Москвой намерены и дальше участвовать в реализации "концепции управляемой конфронтации".
Планы и конвертопланы США
На "позицию силы" Россия всегда отвечала, опираясь на потенциал двух своих основных союзников — армии и флота. Быстрое наращивание сил Балтийского флота — это закономерная реакция на агрессивные устремления НАТО в регионе. Если ВМФ России планирует до 2020 года получить около 50 новых кораблей, значит, будет серьезно усилен и Балтийский флот, который и сегодня считается в России одним из самых современных. И разумеется, все эти силы будут и впредь решать поставленные задачи в Балтийском море.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.