За прошедший год количество жителей в Литве уменьшилось на 37,8 тысячи человек, в 2016 году – на 40,7 тысячи человек. Эмиграция в прошлом году составила 57,2 тысячи человек, что на 13,8 процента больше, чем в позапрошлом.
Одновременно в стране растет количество трудовых иммигрантов. В 2017 году работать в Литву приехали 34,5 тысячи иностранцев, из которых 20 тысяч прибыли с Украины. Примечательно, что в 2016 году таких было 18 тысяч, и 10 тысяч опять же с украинскими паспортами.
Получается, что литовцы продолжают массово бежать в Европу, а их место занимают граждане других государств, прежде всего – украинцы. Конечно, говорить, что Украина переезжает в Литву, пока рано, но тенденция вырисовывается достаточно очевидная.
Как в этой связи отметил литовский премьер-министр Саулюс Сквернялис: "Жители таких стран, как Украина, приезжают работать в Литву. Это не плохо, так как компенсируется недостаток в рабочей силе, создается продукт и платятся налоги".
Но все ли так просто (тем более что в соседней Польше местное население от украинских заробитчан не в восторге по экономическим и историческим причинам)? Может быть, Литве есть чего опасаться?
Полбеды
После развала СССР Литве в какой-то степени повезло – количество русскоязычных в стране, по сравнению с Латвией и Эстонией, было минимальным. Далее они продолжили "растворяться" в литовской и глобальной идентичности. А теперь русскоговорящее сообщество в стране благодаря приезжим украинцам может вновь заметно расшириться.
Однако едва ли это станет проблемой для Литвы, куда в основном едут так называемые западенцы, которым нечего делить с литовцами исторически и чей русский язык вовсе не означает симпатий к России – скорее наоборот. Кроме того, вид на жительство на основе трудовой визы – это не гражданство, которое помогает активно защищать свои права.
Что касается экономики, то Сквернялис, конечно, прав. Однако следует учитывать и тот факт, что украинцы готовы работать за меньшие деньги. Иными словами, их наплыв может затормозить рост зарплат при том, что цены в Литве не снижаются, и это, разумеется, не понравится литовскому населению. Однако оно вряд ли станет протестовать – просто те, кто еще не уехал, точно уедут.
Таким образом, украинская иммиграция вроде бы не должна создать литовской экономике и обществу серьезных проблем. Но одна опасность все же есть.
Мафия бессмертна
Всем хорошо известны проблемы, которые возникают, например, в китайских кварталах за рубежом, куда даже полиция старается не соваться.
Это к тому, что если поток украинских трудовых мигрантов в Литву наберет обороты, на Украине, вероятно, найдутся те, кто захочет на этом нагреть руки (трудоустройство, крышевание бизнеса и незаконной деятельности и тому подобное).
Кроме того, Литва для украинских бандитов, количество которых на родине быстро растет, может стать своеобразной перевалочной базой с точки зрения торговли наркотиками, людьми, оружием и так далее (тем более что в соседней Польше идет аналогичный миграционный процесс).
Дополнительно усложнить ситуацию может то, что украинская "антитеррористическая операция" (АТО) непрерывно создает склонный к беспределу контингент, которому особо некуда податься в мирной жизни, кроме как в организованную преступность. А тут такое окно возможностей открывается.
Конечно, пока подобного рода рассуждения выглядят достаточно дико, но лучше Литве готовиться к худшему, чтобы не оказаться в ситуации тех в Европе, кто был абсолютно не готов к североафриканскому и ближневосточному миграционному вызову. Не хочется пугать украинской мафией, но риск криминализации иммиграционного процесса существует, и литовские правоохранительные органы должны быть начеку.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.